Карл Росси Александрийский театр 20.07.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Театр, главным фасадом обращенный к Невскому проспекту, занимает на площади выгодное «островное» положение и прекрасно обозревается со всех сторон. Его композиция предельно лаконична. Она обусловлена внутренней планировкой, конструктивной системой и тесно связана с ансамблем. Единый объем зрительного зала и сцены опоясан другим — менее высоким. Мощная шестиколонная лоджия коринфского ордера акцентирует главный вход, а восьмиколонные портики — боковые. Их балконы сообщались с фойе. Пилястры заднего фасада перекликаются с колоннами лоджий главного, повторяют его членения. Энергичными пластическими средствами Росси создает игру света и теней и преодолевает тем самым недостатки северной ориентации главного фасада. На фоне глубокой затененной лоджии стройные белые колонны особенно объемны, скульптурны. Великолепно исполненная С. Пименовым триумфальная колесница Аполлона — покровителя искусств и венчающие аттики главного фасада скульптурные группы муз В. Демут-Малиновского (не сохранились) повествовали о назначении здания как дворца искусств. Они удачно акцентировали главную ось здания и всего грандиозного театрального ансамбля, что делало его островыразительным. Динамичность колесницы особенно впечатляюща по контрасту со статичными прямоугольными контурами здания театра, четким ритмом его колонн. Здание библиотеки с его величественной восемнадцатиколонной ионической лоджией на рустованном цокольном этаже и симметричные ему павильоны Аничкова дворца на другой стороне площади образуют парадный въезд с Невского проспекта. Они акцентируют вторую композиционную ось площади. Как и в здании театра, архитектурная композиция сооружений отвечает градостроительным, функциональным и конструктивным требованиям. Выразительная скульптурная пластика раскрывает назначение библиотеки как научного центра и павильонов — как памятников Отечественной войне 1812 г. Единство архитектурных приемов создает равновесие в асимметричной застройке обеих сторон площади. Этому способствовали живописные очертания зелени Аничкова сада и партерного сквера, первоначально существовавшего перед театром с его зеленым лугом, извилистыми дорожками и особенно яркими на их фоне цветочными клумбами. Отсюда открывались интересные видовые точки на сооружения площади. От библиотеки и павильонов симметрично до переулка Крылова тянулись первоначально каменные ограды. За одной из них рядом с библиотекой помещался так называемый «театральный магазин» (здание для изготовления и хранения декораций). Вдоль оград до конца площади были высажены аллеи. От переулка до границы площади проектировалось два однотипных жилых корпуса. Обращенные к Невскому проспекту торцовые их фасады с шестиколонными портиками должны были аккомпанировать зданию театра. Ими, по мысли зодчего, начиналась архитектурно единая застройка в дорическом ордере вдоль театральной площади, улицы Зодчего Росси и площади у моста. Ничего случайного нет в композиции площади у театра. Все тонко продумано зодчим. Сильный архитектурный акцент и живописный сквер у въезда с Невского проспекта, далее «зеленая пауза» по бокам площади и в глубине по периметру застройка строгими корпусами. На их фоне компактный, как бы скульптурный объем и торжественные архитектурные формы здания театра должны были производить особенно сильное впечатление. По книге М. З. Тарановской «Карл Росси» Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|