Вскоре Кваренги получил еще одну постройку, дававшую ему возможность развернуть свои силы,— большой дворец, который Екатерина решила строить в 1792 году для своего внука, будущего императора Александра I. Он выстроил то великолепное здание, за которым сохранилось до сих пор название Александровского Царскосельского дворца. Постройка производилась в течение четырех лет и закончилась в 1796 году, хотя различные изменения вносились и после этого (Яковкин Илья. Описание Села Царского, с. 135; Художественные сокровища России, 1904, с. 158; Сборник Имп. русского исторического общества, т. 23, с. 612).
В Петербурге и его окрестностях есть дворцы и больше, и царственнее этого, но прекраснее по архитектуре нет. Чего стоит одна эта мощная двойная колоннада, соединяющая боковые крылья дворца! По живописному размаху этой композиции, по угаданности впечатления и изысканности деталей это — один из мировых шедевров архитектуры и едва ли не лучшая жемчужина во всем творчестве великого мастера. Прекрасен и задний фасад дворца, построенный на красивом чередовании двусветных колонных окон с обычными небольшими окнами. Все стены совершенно гладкие, лишенные всяких барельефов, статуй или орнаментов: Кваренги, видимо, увлекала мысль добиться нарядности стен одной только гармонией масс и линий, только благородством пропорций.
И снова, как в Эрмитажном театре и Ассигнационном банке, зодчий, оставаясь на почве только чистой архитектуры, достигает живописного впечатления старых мастеров эпохи барокко.
И. Грабарь