Иван Старов Ансамбль Богородицкого дворца 04.03.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Ансамбль состоит из компактного главного корпуса дворца и двух флигелей, соединенных с ним системой оград. Прием, использованный здесь впервые, нашел классическое воплощение в последующих усадьбах Старова — Никольском под Москвой и Сиворицах под Петербургом. В Богородицке нет еще кристаллически четкой концепции плана ансамбля, присущей творениям Старова. Г-образные флигели доминируют над остальными объемами, а соединительные ограды между ними и главным корпусом сложны по очертаниям. Следует отметить интереснейшую особенность ансамбля Богородицкого дворца. Еще в первой половине XVIII века в Бого-родицке соорудили барочную башню-колокольню с воротами. Старов не только сохранил ее, но и включил в композицию своего ансамбля. В таком подходе сказалось и бережное отношение Старова к существующему памятнику архитектуры, и умение согласовать в одном ансамбле различные по стилистической характеристике сооружения. К дворцу примыкал великолепный парк, распланированный и насаженный А. Т. Болотовым — выдающимся ученым, крупным теоретиком и практиком садоводства. Акварели Болотова теперь единственные свидетели оригинальных садово-парковых затей, придававших ансамблю неповторимое своеобразие. На акварелях запечатлены павильоны, мостики, декоративные руины. Среди парковых построек привлекает внимание круглый павильон. Перекрытый куполом, расчлененный лопатками, с круглыми окнами - он впервые знакомит нас с характернейшим лейтмотивом ряда последующих работ зодчего. Внешний облик Богородицкого дворца Старов решает лаконичными и скупыми средствами. Дворец двухэтажный, с бельведером, высящимся над его центральной частью. Фасады прорезаны высокими прямоугольными окнами. В первом этаже простенки обработаны сильно выявленными рустами придающими этой части здания подчеркнутую устойчивость. Окна второго этажа и расположенные над ними филенки объединены неглубокими нишами, что делает второй этаж легким, стройным. Это ощущение усиливается и архитектурной обработкой бельведера. Его квадратные окна также обрамлены нишами. Среднюю часть садового фасада по первому этажу Старов акцентирует четырьмя римско-дорическими колоннами, которые поддерживают балкон второго этажа. Такое решение, на наш взгляд, вносило в трактовку фасада некоторую дробность. Но все же оно было архитектоничнее, чем появившаяся здесь в 1875 году пристройка, занявшая место классического портика. Заслуживает особого внимания концепция плана главного корпуса. Спустя два года после постройки Демидовской дачи на Петергофской дороге Старов возвращается к приему выявления центрального зала во внешнем облике здания. Только здесь зал не круглый, а овальный. Выступая за пределы фасадной линии, он образует абсиду. В Богородицком дворце Старов уже достаточно четко показал присущие его почерку композиционные основы усадебных ансамблей — от выбора места на холме вблизи водного зеркала до планировки самой усадьбы с главным корпусом, который соединен в единое целое с флигелями с помощью оград. Судьба Богородицкого дворца драматична. Он дважды горел. Горел в 1840 году, после чего его возобновили с некоторыми изменениями, но в 1941 году дворец сожгли фашистские войска при отступлении от Тулы. Сейчас ансамбль восстановлен. По книге Д. А. Кючарианц «Иван Старов» Другие записи с тегом Иван Старов Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|