Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Архитектура жилых домов на Каменноостровском проспекте — первых крупных построек Щуко

17.05.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Фасад дома № 65 — редкий для своего времени пример решения многоэтажного здания в виде целостной композиции. Впервые в практике отечественного домостроения Щуко использовал «гигантский ордер» — прием, почерпнутый в творчестве Андреа Палладио, одного из итальянских учителей Щуко. Основой композиции являются сильные вертикальные членения, образованные полуколоннами сложного ордера, которые объединяют всю плоскость шестиэтажного фасада.

Первый этаж трактован как пьедестал ордера, шестой — как расчлененный карниз. Трехгранные эркеры заполняют промежутки между колоннами, подчеркивая их мощь блеском стекла, дробностью балюстрад и орнаментики. Эркеры, их пропорции и членения сообщили фасаду оттенок современности. Довершали композицию слегка выступающие ризалиты с вертикальным рядом балконов.

Здесь нельзя говорить о связи характера фасада с внутренней структурой дома,— междуэтажные и покомнатные членения на фасадах не выявлены. Возможно, что такое решение продиктовано необходимостью скрыть разницу в уровнях этажей (при одинаковой высоте дом № 63 — пятиэтажный, а № 65 — шестиэтажный). Однако скорее всего автор руководствовался стремлением достичь предельной импозантности фасада.

Архитектура Санкт-Петербурга

Пластический декор здания, заимствованный, как и прием гигантского ордера, из архитектуры позднего итальянского ренессанса, трактован смело и темпераментно. Капители полуколонн, гирлянды, соединяющие их, мощные кронштейны балконов, профили карнизов — все детали хороши по рисунку, сочны по пластике. Материал, выбранный для отделки фасада,—штукатурка с каменной крошкой — позволил с успехом осуществить задуманное автором богатое лепное убранство здания.

Архитектура жилых домов на Каменноостровском проспекте — первых крупных построек Щуко — явилась своеобразной демонстрацией его творческого метода, в основе которого лежала свободная интерпретация приемов и форм классической архитектуры ради придания современному сооружению величия и выразительности. Это было воспринято современниками как смелое новаторство; особенное впечатление произвел впервые примененный гигантский ордер. Композиционное решение дома № 65 стало образцом для множества подражаний в дореволюционной и в советской архитектуре.

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

источник: www.ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх