Значительное место в убранстве Овального зала принадлежит белым мраморным барельефам — профильным портретам Елизаветы и Петра I. Первоначально здесь предполагали поместить барельефы работы Маркиори и Морлеитера «Похищение Елены» и «Эней, выносящий из горящей Трои Анхиза», которые позднее были установлены в Большом зале Гатчинского дворца. Портреты Елизаветы и Петра I были заказаны Екатериной II Марии Колло, о чем она упоминает в письме к Фальконе от 17 сентября 1769 года.
Барельефы Овального зала включены в медальоны эллиптической формы, сделанные из красных и голубых смальт с отделкой из золоченой меди и эмали. Это работы мастера Джакомо Мартини и рабочих Петергофской гранильной фабрики — крепостных мастеров Козьмы Котельникова и Федора Бирюкова с помощниками. Мастера трудились в Китайском дворце с 1763 по 1778 год. Много работ было выполнено ими во дворце. Мартини даже проектировал устроить из мозаики камины и зеркальные рамы. Но Ринальди не дал рисунков на эти работы. Особенно он был против мозаичных каминов: они, по словам Ринальди, «от огня стоять не могут».
Материалы для мозаичных работ — сердолик, агат, хрусталь и другие — получали с Петергофской гранильной мельницы. Смальты для работ в Китайском дворце изготовлялись в Усть-Рудице, в двадцати четырех верстах от Ораниенбаума.
Образцами мозаичного искусства, широко распространенного еще в Древней Руси, позднее забытого и вновь возрожденного Ломоносовым, являются находящиеся в Китайском дворце два столика и мозаичный фон барельефов Большого зала.
По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»
Другие записи с тегом Антонио Ринальди