Каменноостровский дворец сохранился снаружи почти без изменении. Несмотря на свой строгий классический облик, классичность его недалека еще от деламотовской, приближаясь своей итальянской дорикой скорее к Палладио, нежели к развалинам Рима и Греции. Внутри дворец неоднократно перестраивался, и от Баженова здесь остался разве только общий план здания да идея большого зала с закругленными углами (Надо заметить, что Баженов только начал дворец, доведя его, кажется, до крыши, продолжалась же постройка под наблюдением другого архитектора, так как ему
вскоре пришлось ехать в Москву.
Этим только можно объяснить некоторую неизысканность пропорций в деталях). Зато полностью сохранились баженовские ворота дворца с типичными для него — как мы увидим в Москве — овальными медальонами, убранными свесившимися гирляндами. На картине Семена Щедрина, писанной им в конце XVIII века и гравированной Ухтомским, эти ворота совершенно те же, что и теперь.
На успехи Баженова академия смотрела довольно косо и не только не предложила ему профессуры, но еще стала одолевать его всяческими мелочными придирками. Утвердив нескольких адъюнктов академиками, Баженову, тоже давнишнему адъюнкту, академия сочла нужным назначить проверочное испытание, задав ему программу «сочинить (по указанию Кокоринова) проект увеселительному дому величины посредственной». Он представил вскоре «проект увеселительному Императорскому на Екатерингофском месте дому» — всего семь чертежей, опробованных 3 января 1766 года и сданных на хранение в академический архив. Почему в академии отнеслись так недружелюбно к Баженову, остается невыясненным, но оскорбленный художник стал искать занятий вне академических стен. Вскоре он нашел покровителя в лице графа Г. Г. Орлова, «генерал-фельдцейхмейстера и над фортификациями генерал-директора», предложившего ему место архитектора при артиллерийской цалмейстерской конторе с чином капитана.
Каменноостровский дворец на карте Санкт-Петербурга
И. Грабарь