Вскоре императрица доставила ему случай показать весь блеск своего таланта, поручив составить проект задуманного ею Института для благородных девиц при Смольном монастыре, получившего позже название Смольного института. Баженов представил ей вскоре грандиозную по замыслу композицию, к сожалению по неизвестным причинам не осуществленную и оставшуюся только в чертежах.
Уже один план этого гигантского сооружения является настоящим шедевром по остроумию и неисчерпаемой изобретательности, с какими здесь выкроены и скомбинированы все эти разнообразнейшие формы комнат — круглые, овальные, квадратные, восьмиугольные и т. д. (План этот сочинен уже в духе композиций Пейра и ясно говорит о влиянии на Баженова французской молодой школы).
Смольный институт, фрагмент
Но в то же время именно этот план яснее, чем даже наружные формы проектированного здания, говорит о полном торжестве форм барокко, ибо чисто барочным духом проникнуты у Баженова все мельчайшие уголки этого даже графически прекрасного абриса. На всей наружной архитектуре лежит та же печать барокко, и прямо бесподобны здесь закругленные концы главного среднего выступа, дающие во втором этаже открытую круглую площадку на фоне полукруглого изгиба стены.
Правда, это уже не барокко Растрелли, а барокко деламотовской школы — последняя яркая вспышка замиравшего и обреченного уже на гибель великого, некогда властного стиля. Будь это здание построено, мы имели бы в нем одно из величайших произведений русского зодчества, пожалуй более значительное, чем то, которое впоследствии построил взамен на предназначавшемся для него месте подле Смольного такой мастер, как сам Кваренги.
И. Грабарь