Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Баженов. Строительство Арсенала

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Старый Арсенал

Старый Арсенал

В то время в конце Литейной улицы, на месте нынешнего Окружного суда, стояло старое деревянное здание Арсенала, очень невзрачного вида. Императрица велела его разобрать и подарила это место графу Орлову. Последний задумал выстроить на свои средства новый каменный Арсенал с тем, чтобы поднести его государыне. Постройку нового здания он поручил Баженову, который закончил ее к началу лета 1769 года (К сожалению, нам не удалось разыскать подлинных документов о постройке Арсенала. Некоторые приемы до такой степени близки к Деламотовским, что нам кажется очень вероятным участие этого мастера в разработке проекта здания).

Открытие Арсенала — Старого арсенала, как его стали называть после постройки в 1808 году напротив него Нового арсенала,— происходило 5 нюня 1769 года в присутствии императрицы, подробно осматривавшей здание (Камер-фурьерский журнал, 1769, 5 июня). В феврале 1769 года Баженов достраивал уже его, вернувшись из Москвы (Петров П. И. В. И. Баженов // Русский биографический словарь, т. 2, с. 407). Пушкарев дает неверное сведение о постройке Арсенала в 1770 году, причем сообщает, что старое деревянное строение было разобрано в 1768-м (Пушкарев И. И. Описание Санктпетербурга, ч. 2, с. 36). Очевидно, и последнюю дату надо отодвинуть на год или, вернее, на два назад и принять за начало баженовской постройки 1766 год, тем более что в феврале 1767-го он вновь был отправлен «для казенных артиллерийских надобностей» в Москву).

В высшей степени простое по плану здание Арсенала несколько затейливее по своим наружным архитектурным формам, сохранившим доныне первоначальный вид («Первоначальный», впрочем, довольно относительно, ибо он лишен почти всей своей скульптурной декорации, которая была очень обильна. Остался только барельеф над воротами, но нет статуй в угловых нишах, видных на старых гравюрах, и нет тех арматур и аллегорических фигур, которые украшали аттик Арсенала еще в начале XIX века (F. G. И. Gemalde von St. Petersburg.— Ройтлинген, 1822, с. 65).

Bajenov_Old_Arsenal_45.jpg

Здесь не только не видно какого-нибудь шага вперед в сравнении с формами Деламота, не только нет намека на виденные Баженовым в Париже новые приемы, но, напротив того, скорее чувствуется как бы шаг назад, к языку барокко. Неудачный по пропорциям, главный вход своими колоннами и антаблементом очень напоминает портик Каменноостровского дворца, но овальные окна, обработка наличников и врезавшаяся высоко в тело второго этажа арка ворот ясно говорят о возврате к старым формам. Еще определеннее сказался барочный дух в обработке срезанных углов здания, сочиненных очень красиво и живописно.

Обе эти постройки не давали возможности вполне развернуться дарованию Баженова, тяготевшего к грандиозным композициям и связанного в Каменноостровском дворце ничтожной сметой, а в Арсенале — самим назначением сооружения.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх