Ближайшие вслед за тем 10—15 лет открывают самый блестящий период творчества Кваренги, когда его архитектурная изобретательность и художественная находчивость становятся все обаятельнее и убедительнее. В 1784 году Кваренги приступил к постройке новой Биржи, которая, по причинам еще недостаточно выясненным, осталась недостроенной. Как видно из современного ее изображения на панораме у Аткинсона, относящейся приблизительно к 1800 году, все стены здания были уже выведены до главного карниза. По рассказам современников и сохранившимся рисункам, все здание состояло из одного огромного зала, закругленного на двух противоположных сторонах. К двум другим его сторонам примыкали выступы с открытыми лоджами-порталами.
Здание было задумано крайне просто и деловито. Все стены были уже выведены, и осталось их только накрыть. В таком виде Биржа простояла до 1804 года, когда император Александр I утвердил новый проект Томона, по которому последним и выстроена на том же месте существующая ныне Биржа. Сломка начатой Биржи и постройка новой были для Кваренги одним из самых больших огорчений в жизни, и нет ничего удивительного в том, что он от души ненавидел юркого Томона. По этому поводу в тогдашних художественных кругах Петербурга ходило много забавных рассказов и рисовалось множество карикатур.
И. Грабарь