Исполнение этого легло на плечи Земцова, который вскоре представил проект размещения фонтанов и, лучше Микетти учитывая климатические условия, предложил превратить арки в глухие полуциркульные ниши. Это значительно утепляло галереи и защищало посетителей от холодных северных ветров. Петр признал целесообразными предложенные нововведения, но велел в средней нише сделать двустворчатую широкую дверь, сохранив тем самым возможность, находясь в галерее, любоваться водами Балтики.
Колоннады эти с одной стороны имели павильоны перекрытые куполами. В одном из них царь, любивший разные затеи, решил поместить «клокшпиль» — музыкальный инструмент с хрустальными колокольчиками, приводившийся в действие водой. Распоряжение о его создании он написал на чертеже Земцова. Этот чрезвычайно любопытный документ показывает Земцова мастером, способным творчески: переработать проект своего предшественника, даже если им был известный архитектор, и создать новую интересную и цельную композицию. Подтверждает он и активную роль Петра в строительных делах.
Не менее примечательны в этом же плане работы Земцова, связанные с оформлением Большого каскада. В мае 1724 года, не удовлетворенный выполненными в 1721 году в Англии масками по рисункам Леблона и Браунштейна, Петр поручил Земцову создать проект нового скульптурного оформления пристенных фонтанов на фасадах Верхнего грота. «Маскароны с орнаментом», изображающие Нептуна и Вакха, исполненные Б.-К. Растрелли по рисункам Земцова, были значительно крупнее и более соответствовали (масштабам грандиозного сооружения, чем первые - Земцов работал также над Марлинским каскадом, «нишельными» фонтанами вдоль Большого канала, скульптурные группы которых были созданы на сюжеты «эзоповских фабул», и многим другим.
По книге М. В. Иогансен
«МИХАИЛ ЗЕМЦОВ»
по материалам www.ilovepetersburg.ru