Дома, усадьбы, дачи и особняки Петербурга Дача великого князя Бориса Владимировича 09.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
г. Пушкин, Московское шоссе, 11
1896-1897 гг., Шернборн и Скотт; 1899 г., А. И. фон Гоген Строительство дачи велось в Отдельном парке на участке, принадлежавшем президенту Академии художеств, великому князю Владимиру Александровичу, к двадцатилетию его сына. Дача была подарком князю Борису Владимировичу от королевы Великобритании Виктории – его крестной матери. Такие связи между династиями способствовали проникновению современных архитектурных веяний из Англии, которая и была родиной нового стиля. Строительные и отделочные работы выполняла под руководством Шербона и Скотта лондонская фирма «Мэйпл». Одновременно со строительством дачи царская семья привлекла Шербона вместе с той же фирмой к отделке интерьеров Александровского дворца, что в Царском Селе. Заманчиво думать, что таинственный Скотт – ни кто иной, как выдающийся мастер модерна М.-Х. Бейли Скотт, тем более что дача князя Бориса Владимировича близка по стилю его более ранним работам. Ландшафтное окружение дома-дворца великого князя как нельзя более гармонично связано с самими постройками. Вокруг дворца был разбит изысканный сад с извилистыми, прямыми и кольцевыми дорожками, цветником и фонтаном. К главному подъезду от пруда ведет обсаженная туями аллея. Здание Г-образной конфигурации составляют два соединенных переходом корпуса – главный и служебный. Облик здания ассоциируется с Тюдоровской эпохой (XVI в.). Дача великого князя Бориса Владимировича стала первым в Петербурге архитектурным образцом перемещения средневекового опыта в современную жизнь той эпохи. Величественный двухъярусный холл освещается огромным витражом несложного геометрического рисунка. Деревянная лестница открытого типа ведет на балкон, вкруговую обходящий помещения второго этажа. Наличие центрального холла делает планировку дворца компактной, но связь холла с комнатами кажется немного строгой. До наших дней частично сохранились оборудование и убранство интерьеров: резные плафоны, тисненые обои, деревянные панели, мраморные камины. Одновременно с возведением главного дома шло строительство конюшенного корпуса, выдержанного в упрощенных формах того же стиля. До нас постройка дошла с утратами: исчезли черепица кровли, двойной щипец, наружная лестница с деревянным балконом. Живописное композиционное решение постройки дворца рассчитано на удобство созерцания здания из разных точек. Фасады здания ассиметричны, оконные проемы различной ширины смещены с вертикальных осей; эти особенности служат идее единства внешнего облика и внутреннего пространства. Запасной дом – еще одно звено ансамбля – сооружался в соответствии с проектом «штатного» архитектора великокняжеского двора А. И. фон Гогена (1899 г.) после завершения строительства основного комплекса дачи. Строительство дачи в Царском Селе активизировала интерес к архитектуре Англии, задало импульс к развитию неоромантической линии модерна в «северной столице». Влияние этого образца оказалось заметным главным образом при строительстве связанных с ландшафтной средой зданий. Виктория Владимирова
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|