И действительно, внимательно присмотревшись к этому дому, нельзя не заметить в общем его строе определенного сходства с Мраморным дворцом. Здесь также нижний этаж трактован как цоколь, а в ризалите, расположенном по центральной оси здания, два верхних этажа объединены коринфским ордером. Ордер Мраморного дворца совершеннее, и все же основные его соотношения в обоих зданиях близки.
Небезынтересно, что и для дома № 12 на Мойке прототипом капители, как и для Мраморного дворца, была коринфская капитель толоса (фолоса) в городе Эпидавре — круглого здания, перекрытого куполом, построенного в IV веке до н. э. древнегреческим зодчим Поликлетом - младшим. Близки в обоих зданиях хорошо найденные пропорциональные соотношения оконных проемов всех трех этажей. Простой и четкий рисунок наличников окон двух верхних этажей и рисунок панно с гирляндами, расположенных между ними, в Мраморном дворце и в доме № 12 на Мойке идентичны.
И еще одна особенность. Мы знаем, как Мраморный дворец органически взаимосвязан своим тектоническим строем с обликом Невы. Иной масштаб, материал, задачи... Но для дома на Мойке также характерна соразмерность здания ширине реки. Кроме того, криволинейность русла Мойки на этом участке, видимо, предопределила композицию здания и решение его центрального пилястрового портика. Портик здания придает ему благородную простоту архитектуры раннего классицизма.
Дом на набережной Мойки, № 12, перестроен в начале XIX века. В это время в петербургской архитектуре прочно господствовал строгий классицизм. Однако автор следует приему раннего классицизма, взяв за образец один из лучших его памятников. Быть может, жизнеспособность образного строя Мраморного дворца определялась не только его художественным воздействием. Он интересен и практической своей стороной. В нем как бы сделана заявка на будущий новый тип зданий — жилой доходный дом.
По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»
Санкт-Петербург
Другие записи с тегом Антонио Ринальди