Адрес: наб. Фонтанки, 20
Каменный трехэтажный дом на набережной Фонтанки построен в 1787–1790 годах обер-прокурором Сената П. В. Неклюдовым. В 1792 году он был куплен Е. И. Вадковской, а в 1811 году продан ею в казну. В 1812 году дом был заново отделан для возглавлявшего Департамент народного просвещения князя А. Н. Голицына.
Главный фасад дома решен в строгих классических формах.
Обращают на себя внимание закругления угловых частей фасада, свидетельствующие о том, что автор проекта, имя которого остается неизвестным, не предполагал застраивать участок во всю его ширину по принципу сплошной фасадной застройки. По распространенной в гражданской архитектуре Санкт-Петербурга XVIII века традиции первый этаж дома трактован как цокольный. Парадные помещения располагались во втором этаже. В первом этаже сохранилась первоначальная внутренняя отделка бывшего вестибюля, декорированного колоннами коринфского ордера. В ряде помещений сохранились камины белого мрамора. Из интерьеров наибольший интерес представляет помещение бывшей домовой церкви, отделанное в 1812 году по проекту архитектора А. Н. Воронихина. Гладкие плоскости стен обработаны белым искусственным мрамором.
В конце 1810-х годов в третьем этаже дома жили братья А. И. и Н. И. Тургеневы. В их квартире бывал А. С. Пушкин. Здесь происходили заседания литературного общества «Арзамас». По преданию, великий поэт в этом доме написал оду «Вольность».
Комментарии
Легенда дома Голицина:
В доме князя Голицына на Фонтанке, 20, находилась известная всему Петербургу церковь, в которой втайне от князя происходили хлыстовские радения под руководством некоего старца Федора. Когда же Голицын обнаружил, что святой старец является орудием какого-то тайного политического общества, то старца завлекли в вырытую ночью перед входом в дом глубокую яму, где и засыпали живого землей.
Князь А. Н. Голицын был обер-прокурором Синода, министром народного просвещения и личным другом Александра I, который часто приезжал в эту церковь к обедне. Дом на Фонтанке, построенный еще в 80-х годах XVIII века, был приобретен Голицыным в 1812 году. Новый хозяин заново отделывает внутренние помещения. Особый интерес представляла архитектура домовой церкви, исполненная А. Воронихиным. Живопись иконостаса принадлежала кисти В. Л. Боровиковского. Наконец, архитектор А. А. Витберг придал внутреннему убранству таинственный, мистический характер: отсутствие дневного света, темные ступени притвора, подобия гробов, расставленные в молельнях, лампады красного стекла в виде кровоточащих сердец. Церковь представляла собой значительный художественный интерес.