Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

«Это - нота простая и сильная»

23.11.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 1920-е годы в нашей стране началось интенсивное строительство городов, промышленных комплексов, жилых массивов. Архитектурная жизнь этих лет столь же интенсивна и плодотворна: ни один период советской архитектуры не отмечен таким множеством направлений и группировок, такой противоречивостью взглядов, такой остротой полемики. Архитектурная теория и практика были связаны с именами мастеров, равных по дарованию, но полярно противостоящих по своим убеждениям,— это братья Веснины и Жолтовский, Гинзбург и Фомин, Мельников и Щуко.

Полемика не затрагивала существа и задач советской архитектуры. Цель ее — удовлетворение потребностей строящегося социалистического общества — ни у кого не вызывала сомнений. Спор велся о другом: в какую форму должно быть отлито это содержание, каким должен быть художественный метод новой архитектуры и ее язык?

Архитекторы разделились на два фронта — новаторов и традиционалистов. К новаторам принадлежали конструктивисты (группа ОСА — Объединение современных архитекторов) и рационалисты (группа АСНОВА — Ассоциация новых архитекторов). Им противостояло Петроградское общество архитекторов-художников — старинный союз, возобновленный в 1922 году; вместе с Фоминым, Ильиным, Рудневым, Белогрудом в ряд лидеров этого традиционалистско-классического направления встал и Щуко.

Афиша Санкт-Петербурга

«Новое вино надо вливать в новые мехи»,— заявил на одном из профессиональных собраний архитектор И. А. Голосов, видный представитель архитекторов-новаторов. В их лагере утвердился принципиально новый тип архитектурного мышления, элементы его сложились в рационалистической архитектуре начала века, но революция 1917 года и идеи научно-технического прогресса придали им силу и глубину.

Основой архитектуры новаторы провозгласили ее функционально-конструктивную сторону. Утилитарное назначение здания, процесс, который в нем происходит, должны определять, по мнению конструктивистов, его композицию и форму, подобно тому, как облик машины диктуется ее назначением.

«Функциональная форма, доведенная до совершенства, должна быть совершенна и для зрителя, например, аэроплан»,— утверждал архитектор А. Веснин, один из основоположников конструктивизма. Новую теорию пронизывала мысль о примате рациональной конструкции над формой и определяющей роли конструкции в художественной выразительности архитектуры. Как закон утверждался принцип «экономии», трактуемый как экономия труда и материала при сооружении здания (ОСА) и как экономия психической энергии человека при восприятии архитектуры (АСНОВА).

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх