Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Фельтен. Смерть архитектора

09.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Таланту Фельтена не свойственны ни блеск, ни яркость более даровитых его современников. Вследствие этого и возможности его были ограничены. Однако врожденная склонность к архитектуре, развитая усердным трудом, дала значительные результаты. Сделанное Фельтеном стало неотъемлемым звеном в цепи развития русской архитектуры XVIII века.
Умер архитектор Юрий Матвеевич Фельтен 2 (14) июня 1801 года. Сейчас невозможно восстановить, кто из близких оставался тогда около него. Слишком скупы материалы семейного архива. В свое время, в феврале 1761 он женился на единственной дочери хирурга конной гвардии А. Паульсена Анне. Однако семейная жизнь складывалась неудачно: один за другим умерли два сына и до а в июне 1774 года, в возрасте тридцати двух лет, умета жена . Других сведений о семье архитектора пока не обнаружено.

О внешности Фельтена дают представление два сохранившихся портрета, написанных в пору расцвета деятельности архитектора. Оба созданы известными художниками : К.Л. Христинеком (1732/3 — между 1792 и 1794) и С. С. Щукиным (1762—1828). Они были выполнены в 1785 году как программные задания на звание академика, которое портретисты и получили. Но вот что удивительно: документально подтвержденные изображения, выполненные с небольшим интервалом во времени, фиксируют как бы разные лица. Сопоставление портретов, которые постоянно находятся в фондах Русского музея, оставляет недоумение... В чем дело? На портретах представлены разные люди?

У Христинека — официальный портрет адъюнкт-ректора Академии художеств в форменном мундире, приглаженном парике, с атрибутами архитекторской деятельности — чертежом на столе под кистью правой руки. При всей заданной значительности улавливается что-то застывшее, кукольное в красивом припухлом лице и постановке всей фигуры. Изображенный Щукиным — полная противоположность статичности первого: энергичный поворот головы с разметавшимися кудрями парика, волевое выражение грубоватого лица. Конечно, так по-разному могли увидеть представители разных поколений и художественных направлений: с одной стороны — мастер, тяготеющий к рококо, с другой — художник-классицист, не ограничивающийся только передачей сходства, а свободно трактующий лицо архитектора, оживленного каким-то действием или разговором. Подобное несходство одновременного восприятия художниками модели часто ставит в тупик зрителя. Однако история искусства знает многочисленные тому примеры.

М. Коршунова

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх