Иван Старов Готические ворота и Белый павильон усадьбы 23.01.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Пейзажный парк Тайц создавался одновременно с усадьбой, составляя с нею единое целое. Из многочисленных затей Таиц-кого парка — павильонов, беседок, мостиков — до нашего времени уцелело очень немногое. Самое примечательное из сохранившегося - Готические ворота, расположенные в левой части усадьбы, за выездными флигелями. Композиция Готических ворот трехъярусная. Нижний и средний симметричные ступенчатые ярусы соединены высокой стрельчатой аркой. Над нею высится сквозная башенка — третий ярус ворот. Пилоны (первый ярус) представляют собою павильоны-сторожки. Их углы «держат» чуть выступающие декоративные башенки, прорезанные узкими проемами в виде крепостных бойниц. Горизонтальный рельефный пояс, проходящий на уровне пяты арки и раскрепованный над лопатками и башенками, придает воротам монументальность. Это впечатление усиливают каменные конусообразные небольшие пирамиды, возвышающиеся над башенками. Массив второго яруса ворот, прорезанный стрелами арки, закреплен по углам сильно выступающими пилонами. Их также венчают небольшие пирамиды, которые подчеркивают ступенчатость композиции и служат органическим переходом к сквозной башенке. Ее стрельчатые проемы, угловые цилиндрические, завершающиеся конусом, столбы придают воротам своеобразный «готический» колорит. В башенке некогда помещался часовой механизм, который приводил в действие колокол. Его звучание, разносившееся над Тайцами, вносило в характер парка элегическую ноту, родственную стихотворению «Вечерний звон» ирландского поэта Томаса Мура, переведенному И. Козловым и известному под названием «Колокола Санкт-Петербурга»: Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом. Романтический настрой усиливали и окружающая зелень и особенно руинный декор фасадов. Первоначально ворота, сложенные из кирпича и плиты, были оштукатурены лишь частично. Это сообщало воротам характер старого, разрушающегося от времени сооружения. В начале нашего века ворота оштукатурили целиком, и в дальнейшем реставраторам предстоит восстановить их руинный облик. Стилистически совершенно по-иному был трактован Белый павильон, хотя и исчезнувший, но хорошо известный по изображениям. Его центральную часть занимал круглый зал, перекрытый пологим куполом. Причем зал был «врезан» в прямоугольное в плане здание с таким расчетом, чтобы на фасаде он образовывал полуротонду. Пять высоких проемов (дверь и четыре окна, идущих от пола) с полуциркульными завершениями и круглые окна, расположенные над ними, определяли классический архитектурный облик павильона. Этот мотив полуротонды-абсиды, с гладкой поверхностью стен, декорированной круглыми и полуциркульными проемами без какой-либо орнаментики, мы уже встречали в решении абсид галереи Таврического дворца. Врезанный в основной объем здания круглый либо овальный зал в творчестве Старова прослеживается как своеобразный архитектурный лейтмотив. По книге Д. А. Кючарианц «Иван Старов» Другие записи с тегом Иван Старов Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|