Путешествие через Балтийское море представлялось тогда довольно сложным. Сохранился направленный в Совет Академии художеств рапорт от 21 января 1783 года за подписями Щукина, Москвина, Кошкина и Захарова, подробно описывающий эту поездку.
Несколько первых дней стояла благоприятная погода, но потом подул сильный ветер и начался шторм. Все находившиеся на корабле вынуждены были прятаться в каютах, так как мощные волны, перекатываясь через палубу, грозили вышвырнуть находившихся на ней за борт. И без того вода просачивалась в каюты и трюмы, доставляя много хлопот.
Самые большие неприятности произошли ночью, когда корабль наскочил на камень, а затем на песчаную мель. «Вообразите... — писали пенсионеры,— в каком все мы были отчаянии, на открытом море и к тому же в ночное время, какая темнота, стужа, ветер, и дождь с градом шел».
Однако грозившее гибелью морское путешествие через три недели завершилось благополучно. Пенсионеры прибыли в датский портовый город Хельзингер, а оттуда на лошадях отправились в Копенгаген. Здесь им пришлось целую неделю ждать благоприятной погоды, чтобы по морю на пакетботе добраться до Киля. Далее путешествие продолжалось по территории Германии.
Из Киля на почтовых лошадях они поехали в Гамбург, оттуда на барке по реке Эльбе поднялись до Марбурга.
Из Марбурга без особых сложностей и приключений снова на почтовых лошадях через Ганновер, Кассель и Франкфурт доехали до пограничного города Страсбурга. В Страсбурге они наняли кучера, который за солидную плату «сорок пять червонных» — согласился доставить их в Париж. Все путешествие по морю и по суше до Парижа заняло два месяца.
По книге В. К. Шуйского «Андреян Захаров»