Каменноостровский проспект стал быстро застраиваться после сооружения в 1903 году Троицкого моста. Это была типичная для своего времени магистраль, и тогда уже тесная для транспорта. «Одна из самых невозможных улиц в мире,— с досадой писал Л. Н. Бенуа в 1908 году о Каменноостровском проспекте.— Сколько было разговоров, проектов его уширения, и возбуждался вопрос своевременно, когда было возможно все произвести без относительно больших затрат...» Но тесно стоящие громадные здания, близкие по типу, индивидуальные по облику и, казалось бы, безразличные друг к другу, составляли своеобразный ансамбль.
Характер застройки проспекта был вначале определен зданиями в стиле модерн. Это — дома № 1—3 и 61, построенные по проекту Ф. И. Лидваля, и другие. Но с 1910 года в архитектуре домов стали преобладать мотивы неоклассические. К этой группе, куда в первую очередь входят дома № 63 и 65, спроектированные В. А. Щуко, примыкают здания, созданные по проектам Л. Н. Бенуа (№ 26/28), С. И. Минаша (№ 19).
Жилые дома, возведенные в 1910 году В. А. Щуко, типичны как памятники гражданской архитектуры начала XX века. Оба дома принадлежали одному хозяину, военному инженеру К. В. Маркову, который принимал участие в проекторовании. Планировочное решение характерно для своего времени: в каждом этаже по уличному фронту расположены по две большие квартиры, парадные комнаты которых выходят на проспект, а кухни, ванные, комнаты прислуги — в просторный двор.
Гостиницы и отели Санкт-Петербурга
В дворовых флигелях — более скромные квартиры. Техническое оснащение домов современно. Так, в доме № 65 было устроено скрытое (панельное) отопление. Примечательнее была архитектура фасадов. Они самостоятельны по композиции, но их объединяют дух монументальности, артистизм исполнения, а главное — общность стилевого решения, навеянного архитектурой итальянского Возрождения.
По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»
Другие записи с тегом В. Щуко