Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андрей Воронихин

Идея и проекты создания Казанского собора

02.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Андрею Никифоровичу Воронихину первому удалось показать свойственный началу XIX века градостроительный подход к решению крупной архитектурной задачи: ведь проект Казанского собора был создан на четыре года раньше, чем окончательный вариант проекта Биржи, и на пять лет раньше, чем проект Адмиралтейства.

Когда же и как возникла мысль о постройке здания, сыгравшего затем столь важную роль в истории русской архитектуры?

Вскоре после основания Петербурга в новую столицу из древней Москвы по приказу Петра I была перевезена «чудотворная» икона Казанской божьей матери, считавшейся покровительницей династии Романовых. Это была одна из многочисленных копий, или «списков», с так называемого «первообраза» — иконы с изображением богоматери, якобы чудесным образом найденной некогда в Казани. Одна из первых икон-повторений этого «первообраза», как гласила легенда, якобы помогла изгнанию поляков из Москвы в 1612 году и способствовала восшествию на престол Романовых. Русские самодержцы почитали икону Казанской богоматери своей «семейной святыней», а духовенство всеми силами стремилось внушить народу, что это и его общенациональная «святыня».

Санкт-Петербург

В Петербурге привезенную из Москвы икону поместили сначала в «небольшой светличке», находившейся на одной из улиц нынешней Петроградской стороны. А в 1733—1737 годах там, где Екатерининский канал пересекал «Большую першпективную дорогу» (будущий Невский проспект), архитектор М. Г. Земцов построил новую кирпичную церковь Рождества богородицы, куда и перенесли «чудотворную». Эта церковь (обыватели называли ее, как и икону, Казанской), увенчанная столь характерным для петербургской архитектуры первой половины XVIII века высоким деревянным шпилем, довольно скоро стала казаться слишком заурядной для исполнения роли вместилища «святыни». Кроме того, стоявшая на самом бойком месте — на «красной линии» проспекта, у бровки тротуара, — она была словно не на месте.

И не случайно крупные русские зодчие Н. А. Львов и Д. Кваренги еще в 80-х — начале 90-х годов XVIII века работали над проектами новой Казанской церкви. По этим проектам были даже изготовлены модели, долгое время хранившиеся в Академии художеств, но затем, в 1868 году, уничтоженные как «лишенные значения» согласно постановлению академического совета. О замысле Н. А. Львова мы можем судить по гравированным листам его проекта из собрания Музея истории Санкт - Петербурга.

Пояснительная записка к проекту свидетельствует о том, что строительство нового храма предполагалось на месте церкви Рождества богородицы. А от проекта Кваренги не сохранилось никаких материалов. Поэтому и неизвестно, как этот зодчий предполагал решить поставленную перед ним задачу.

Ни тот, ни другой проект не получил осуществления.

В сложном этом деле для того, чтобы довести его до благополучного завершения, нужна была постоянная поддержка казны и императорского двора, которой и Львов, и Кваренги, по-видимому, были лишены.

По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»

Другие записи с тегом А. Воронихин

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх