Иван Старов Интерьер дворца Пеллы 11.11.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Если о внешнем облике и планировке дворца в Пелле можно составить определенное представление, то интерьеры его,характер их декора и убранства пока «закрытая книга». В этой связи несомненный интерес представляют четыре «вещественных» свидетеля-предмета, предназначавшихся специально для Пеллы. Это модель двери и три бюро, находящиеся ныне в собрании Эрмитажа. Все они выполнены Давидом Рентгеном. Мы уже упоминали об этом «первом мебелыцике и механике века». Давид Рентген (1743—1807) стоит в одном ряду с замечательными мастерами декоративного искусства своего времен. В его творчестве определяют два этапа. Для первого характерна мебель наборной работы. Об одном из ее образцов мы уже говорили в главе, посвященной Таврическому дворцу. Речь шла о цилиндрическом бюро с маркетри. В этот период своего творчества, охватывающего 60—70-е годы XVIII столетия, Рентген связан с Германией и Францией. В 1780-е годы, во второй период своего творчества, Рентген создает мебель, исполненную в технике сплошной фанеровки с бронзой. Этот этап «рентгеновского классицизма» неразрывно связан с Россией, контакты с которой начались в 1784 году и продолжались до начала 1790-х годов. Рентген был не только замечательно образованным мастером и подлинным художником, но и человеком предприимчивым, с практическим складом ума. Россия, строившая в огромных масштабах, естественно привлекает его внимание. В установлении контактов с Екатериной II ему помогает Ф.-М. Гримм, известный деятель культуры, парижский корреспондент императрицы. В 1786 году Рентген доставляет Екатерине для Пеллы 150 предметов мебельного убранства на сумму 72 704 рубля. Очень большой интерес представляет модель двери, привезенная Рентгеном в 1787 году. Модель размером 101x56 см выполнена в масштабе примерно 1/4 натуральной величины. Дверь двустворчатая, фанерована красным деревом, золоченые детали частью отлиты из бронзы и выбиты из латуни. Каждая створка разделена на четыре филенки. Их украшают арабесковые композиции, выполненные в бронзе и заключенные в прямоугольные и восьмиугольные обрамления. С трех сторон двери окаймлены планкой, декорированной поперечными желобками. Завершены двери антаблементом. Исследователи творчества Рентгена справедливо указывают, что эскиз дверей получен мебельщиком от Старова. Действительно, характер их декорировки несвойствен Рентгену, да и подобных работ он не исполнял. А главное, зодчий такого уровня и таланта, как Старов, никогда не поручил бы никому такую ответственную работу. Дверь — чрезвычайно важный элемент оформления интерьера. Модель пеллинской двери свидетельствует о бесспорно классицистическом характере его. Многое в творчестве Старова говорит о том, что он значительно опередил свое время. Так и эта деталь переносит нас к произведениям первой четверти XIX века. Она сродни аналогичным работам К. И. Росси в области прикладного искусства и безусловно вызывает сравнение с дверьми в его постройках. По книге Д. А. Кючарианц «Иван Старов» Другие записи с тегом Иван Старов Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|