Карл Росси Изысканная красота и изящество интерьеров Росси 02.05.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Изысканная красота и изящество интерьеров Росси известны нам во многих случаях лишь по зарисовкам и описаниям. В большей своей части они не сохранились. Исчезла и отделка наиболее парадных помещений — столового и танцевального залов, ряда гостиных. Но и то, что существует, подтверждает справедливость восторженных отзывов современников. Что же касается фасадов, то, как нам кажется, они несколько перегружены скульптурным декором и потому не отличаются той эмоциональностью и яркостью художественного образа, которые присущи таким сооружениям Росси, как Главный штаб, театр имени А. С. Пушкина или Публичная библиотека. Здесь, кажется, недостает острого контраста глади стен и тематической скульптуры, сконцентрированной в ударных точках этих композиций. Но это в известной степени оправдано, ибо дворец все же не общественное сооружение, а жилое здание. Застройка площади перед дворцом в ряде вариантов проекта предполагалась более парадной, чем в натуре. В первом из этих вариантов, датированном 1821 годом, в нижних этажах зданий предполагались аркады, а за ними проходили сквозные галереи с магазинами. Мотив этот напоминает торговые ряды Росси в Твери и Бежецке. Центральные части фасадов подчеркивались коринфскими колоннадами, объединяющими два верхних этажа. Этот проект, первоначально утвержденный, Росси перерабатывает по указанию свыше и в более скромной редакции. Галереи с магазинами уничтожаются. Видимо, знатные хозяева возражали против соседства с магазинами, и нижний этаж также превращается в жилой. Композиция фасадов изменилась, а коринфский ордер зодчий заменил ионическим. Фасады корпусов по Садовой улице проектировались более скромными, без колоннад. Лишь арочные ниши окон бельэтажа в угловых ризалитах вносят разнообразие в общее строгое решение. Именно такой, наиболее скромный вариант фасада был «высочайше утвержден» 21 декабря 1821 года и для застройки площади. В этом ясно ощущается стремление правительственных кругов противопоставить великокняжеский дворец и жилища «обывателей», даже таких именитых, как в этом аристократическом районе города. И если коринфский ордер, повторивший ордер дворца, вряд ли был уместен по художественным соображениям, то вариант в ионическом ордере сделал бы площадь более парадной и цельной, чем сейчас. Как мы увидим впоследствии Росси снова вернется к этой идее. Застройка площади затянулась до 1833 года, последним было построено здание театра, возведенное А. Брюлловым с сохранением фасадов, спроектированных Росси для жилых домов. Представляет интерес здание так называемого ордонансгауза (комендантского управления) на углу Садовой и Инженерной улиц, построенное в 1824—1826 годах архитектором А. Михайловым с фасадами Росси. В нем красивый внутренний двор. Вдоль трех его сторон во всех этажах сквозные галереи, соединявшие помещения между собой. В первых двух этажах галереи ограждены аркадами, а в верхнем — дорической колоннадой. Среди дворов подобного типа, довольно распространенного в начале XIX века, этот — один из наиболее интересных. Похожие галереи, так же дорического ордера, мы можем видеть и в доме, принадлежавшем первоначально архитектору П. Жако, на углу площади и Итальянской улицы (дом 5 по площади). Проектируя в 1834—1835 годах застройку северной границы площади и вдоль Михайловской улицы, Росси возрождает свою идею, трактуя фасады сооружений в ионическом ордере. Фасады угловых зданий со стороны площади акцентированы небольшими ризалитами, обработанными восемью пилястрами. Этим же приемом закреплены углы корпусов вдоль обеих сторон улицы, а центры их фасадов отмечены выступами с шестнадцатью пилястрами на каждом. Ритм пилястр усиливает эффектность перспективы улицы при взгляде на нее с Невского проспекта и с площади создает парадный подъезд к площади и дворцу. Застройке улицы положило начало здание Дворянского собрания с его большим белоколонным залом, возведенное в 1834—1839 годах архитектором П. Жако по фасадам Росси. Вслед за тем застраиваются и другие участки улицы. И хотя сооружения строили разные архитекторы, но никто из них не нарушил композицию ансамбля Росси. Это говорит о большом архитектурном такте и градостроительной дисциплине зодчих классицизма, огромном авторитете Росси, его настойчивости, умении даже в невероятно трудных условиях частной собственности на землю осуществлять величайшие градостроительные преобразования, изменившие облик центра города, вдохнувшие в него новую жизнь. По книге М. З. Тарановской «Карл Росси» Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|