Даже зарубежные исследователи признают, что подобного градостроительного ансамбля нет нигде в мире, а знаменитые улицы Руайяль в Париже и Уффици во Флоренции по красоте во многом уступают улице, созданной Росси. И действительно, при сопоставлении театрального ансамбля с этими всемирно известными произведениями становятся очевидными его достоинства. Улица Уффици во Флоренции (архитектор Д. Вазари) и по протяженности, и по архитектурной выразительности уступает улице Зодчего Росси. Она замкнута в себе, изолирована от города. Не связана с окружением и прославленная улица Колонн в Пальмире (II— IV в. н. э.). Только площадь Согласия и улица Руайяль в Париже (архитекторы Ж. Габриэль и П. Виньон) образуют ансамбль. Но ансамбль этот сформировался на протяжении почти ста лет, а не создан по единому проекту одного зодчего, как площадь Искусств и театральный ансамбль Росси. Более того, каждый из ансамблей зодчего лишь звено крупнейшей, созданной им архитектурно единой градостроительной системы в центре города.
Пространственно развитая композиция — парадная анфилада центральных площадей, протянувшаяся вдоль Невы более чем на километр,— и система глубинных ансамблей протяженностью в два километра вдоль Невского проспекта, образовавшие единую цепь, были вершиной архитектурной мысли эпохи.
Эта стройная система ансамблей была создана в результате комплексной реконструкции центра, осуществленной в первой трети XIX века по проектам Росси. Именно тогда, в так называемую Пушкинскую эпоху, центральная часть Петербурга приобрела парадный, архитектурно-гармонический облик, что ясно говорит об уникальности ансамблей Росси, о том, что зодчий действительно «превзошел все то, что создали европейцы» его эпохи, о ведущей роли русского градостроительного искусства первой трети XIX века. Знаменитая реконструкция Парижа была осуществлена много позднее, не без влияния русской градостроительной культуры, и в особенности ансамблей Росси.
По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»