Вскоре после приезда Камерона в Россию Екатерина поручила ему составить проект небольшой церкви для основанного ею около Царского Села города Софии. Под влиянием блестящих побед над турками императрица увлеклась тогда мыслью о воссоздании Византии и мечтала о замене полумесяца над цареградской Софией крестом. В 1780 году проект Камерона был готов, и под его наблюдением была сооружена модель, но государыня нашла по стройку слишком грандиозной, и Камерон должен был сделать новый вариант, по которому им выстроена существующая и сейчас небольшая пятикупольная церковь (В 1781 году А. А. Безбородко передал эту модель Академии художеств на хранение, и Камерон тогда же попросил совет академии дать ему за эту работу звание академика, чего, однако, не получил (Петров П. И. Сборник материалов, ч. 1, с. 239—240).
Первый проект Камерона хранится в собрании чертежей Императорской Публичной библиотеки, и в нем автор, как видно, старался по возможности «восточнее» и «экзотичнее» разрешить задачу, сочинив что-то вроде татарской мечети. Выстроенная им церковь уже вполне классична, и для нашего глаза кажется совершенно непонятным, как эта постройка могла в свое время считаться чуть ли не точной копией Айя-Софии.
(В сентябре 1794 года Екатерина писала Гримму: «Церковь св. Софии находится в городе Софии, позади Царскосельского сада; она была построена архитектором Камероном» (Сборник Имп. русского исторического общества, т. 23, с. 612).
Город София ныне упразднен и составляет часть Царского Села.
И. Грабарь