Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Общественные здания

Каре корпусов Смольного монастыря

23.12.2009 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Каре корпусов Смольного монастыря, включавшее кельи, трапезную и другие помещения, является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. В его решении, типичном для русской гражданской архитектуры середины XVIII века, в его органической связи с собором Смольного нашло блестящее выражение композиционное и декоративное мастерство В. Растрелли.

По замыслу зодчего монастырские корпуса должны были образовать замкнутый многоугольник, крестообразный в плане. В его центре располагался собор. Четыре башни-церкви отмечают внутренние углы каре. Главные фасады корпусов, обращенные во двор, решены в виде двухъярусных аркад.

Большую роль в оформлении этих фасадов играют сдвоенные полуколонны, создающие богатую игру светотени, а также лепные и литые из чугуна скульптурные декоративные украшения.



Строительство корпусов, заложенных одновременно с собором, началось в 1749 году, но неоднократно приостанавливалось и было завершено лишь к 1764 году.

Западная часть каре построена позднее, в 1832–1835 годах, В. П. Стасовым. Ныне существующая архитектурная обработка фасадов этой части корпусов, где видно стремление приблизиться к декоративным приемам Растрелли, принадлежит архитектору П. И. Таманскому и выполнена в 1860-х годах.



В 1764 году, вскоре после официального открытия монастыря, часть его корпусов была занята училищем для девушек дворянского происхождения — первым женским учебным заведением в России. Собственно монастырь занимал лишь небольшую часть помещений. В 1797 году он был упразднен.



Комплекс монастырских корпусов отличается законченностью общего композиционного замысла,

выразительностью своего внешнего облика и оформления интерьеров. Интересна, в частности, обработка стен и сводов застекленных галерей во втором этаже, задуманных первоначально открытыми.

Своды с распалубками, перекрывающие галереи, декорированы фигурными сложно профилированными тягами. Двери, ведущие в отдельные помещения, обрамлены наличниками и сандриками лучковой формы.

Богатство форм, сочность профилей штукатурных тяг и деталей, игра света и тени определяют общий характер декоративного оформления интерьеров, нарядных и жизнерадостных. Значительно скромнее оформлены галереи первого этажа, где повторяется мотив трехцентровых арок, опирающихся на пилястры, сильно выступающие из плоскости стен.

Огромную художественную ценность представляет сохранившаяся лепная обработка стен и сводов угловых церквей-башен. Наиболее интересны интерьеры северо-восточной и юго-западной башен.

По характеру исполнения можно говорить о двух разновидностях лепного убранства — с сильным рельефом и плоскостного, незначительно выступающего на поверхности сводов и стен, чрезвычайно тонкого и изящного. К последнему относится сохранившаяся высокохудожественная обработка плафона парадной лестницы в северном корпусе. Поверхность плафона и его падуги декорированы лепниной — цветами и листвой, изумительными по тонкости рисунка.

В северном корпусе сохранился двусветный зал, очень скромный по архитектурному оформлению, но превосходный по пропорциям.



Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх