Материалы гравированного альбома свидетельствуют о том, что Катальная горка была сооружена в основном без отступлений от проекта. Однако по разрезу павильона Катальной горки видно, что первоначально внутреннее убранство Круглого зала было намечено сделать декоративно-скульптурным, а не живописным. Отделка Круглого зала в проекте ближе по характеру к отделке Вестибюля и Охотничьего кабинета. Она строже. Возможно, что с такой отделкой Круглый зал еще больше бы выиграл.
Катальная горка была самым большим сооружением созданным Ринальди в Ораниенбауме. Она была и одним из самых своеобразных его творений. При создании архитектурно-пространственных композиций катальных гор Ринальди как и другие зодчие, решал новую для себя проблему, — у русских катальных гор не было архитектурного прообраза.
Казалось бы, павильон Катальной горки ближе к барокко 40—50-х годов XVIII века, чем к классицизму. И действительно, по приему решения он напоминает павильон «Эрмитаж» в Царском Селе. К Катальной горке также (к центральному корпусу, увенчанному куполом) примыкают флигеля. Правда, их три вместо четырех, и они не так сильно выступают, как в Эрмитаже. Однако не только менее изрезанный план здания, предопределивший более четкое и ясное объемно-пространственное решение, позволяет рассматривать павильон Катальной горки в Ораниенбауме как памятник переходной эпохи. Об этом говорит прежде всего весь характер орнаментально-декоративного убранства.
Павильон Катальной горки чистотой форм, гармонией и соразмерностью частей напоминает нам о совершенных памятниках Греции. Он не кажется массивным, хотя размеры его велики. Ведь тридцать три метра — это высота современного двенадцатиэтажного дома. Павильон удивительно масштабен и представляет собой великолепный пример синтеза архитектуры с природной пространственной средой.
По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»
Достопримечательности Санкт-Петербурга
Другие записи с тегом Антонио Ринальди