Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Антонио Ринальди

Кому пренадлежит авторство архитектурного проекта Мраморного дворца?

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

До конца XIX века автором Мраморного дворца считался архитектор Джакомо Кваренги. Авторство Кваренги опровергается не только архитектурно-стилистической характеристикой памятника. Сопоставим даты. Постройка Мраморного дворца началась в 1768 году, а Кваренги приехал в Россию в 1780 году, когда строительство дворца уже подходило к концу.

Можно предположить, что сторонники авторства Кваренги были введены в заблуждение тем, что в архивных документах Мраморный дворец Ринальди известен под названием «Каменный дом у Почтовой пристани» или «Каменный дом на Миллионной - Луговой». Построенный Кваренги в 1783 году дом против Зимнего дворца (на месте встречи этих улиц), там, где теперь арка Главного штаба врезается в восточное его крыло, также назывался «Каменный дом на Миллионной - Луговой». Тождеством этих названий, очевидно, и вызвана ошибка в определении авторства Мраморного дворца.

Фото Санкт-Петербурга

Впервые имя Антонио Ринальди как «действительного строителя Мраморного дворца и составителя его проекта» было названо в 1885 году протодьяконом церкви дворца В. Орловым в его статье, посвященной столетию здания. Затем на протяжении более чем полувека это не подвергалось никаким сомнениям. Однако в специальной литературе в течение последних двух десятков лет появилось новое суждение — автором Мраморного дворца называют не только Антонио Ринальди, но также В. Баженова и П. Егорова.

И. Э. Грабарь проводит аналогию между зданием Кригс-Комиссариата (военного ведомства) в Москве и Мраморным дворцом. Убедительно доказав, что автором творческого замысла здания Кригс-Комиссариата был Баженов, он совершенно неожиданно, с нашей точки зрения, делает вывод об участии Баженова в проектировании Мраморного дворца. И. Э. Грабарь подкрепляет свое суждение наличием столпного приема (система перекрытия, опирающаяся на центральную опору в виде столба) в обоих зданиях, фактом покровительства Баженову со стороны Григория Орлова и наличием переписки Баженова с Ринальди.

Возможно, И. Э. Грабарь сравнивал столпный прием в здании Кригс-Комиссариата с подобным же приемом в одном из интерьеров Мраморного дворца в его юго-восточном выступе. Но это — интерьер середины XIX века, и сделан он А. П. Брюлловым; кроме того, прием здесь чисто декоративный. Покровительство, которое оказывалось Орловым зодчему, вряд ли можно считать убедительным аргументом. Что же касается переписки Баженова и Ринальди, то в ней нет никаких сведений о каком-либо участии Баженова в проектировании Мраморного дворца.

Некоторые исследователи делают предположение о том, что автором проекта Мраморного дворца, наряду с А. Ринальди, был П. Егоров.

П. Егоров, работавший на строительстве дворца восемнадцать лет, творчески относился к своим обязанностям. Однако осуществлять постройку и быть создателем архитектурного замысла далеко не одно и то же.

Сторонники идеи о соавторстве, отмечая контраст между наружной и внутренней архитектурой дворца, видят в этом свидетельство участия П. Егорова в создании его фасадов. Такое утверждение нам представляется ошибочным, ибо, как это справедливо отметил еще И. Э. Грабарь, «контраст между наружной и внутренней архитектурой ни у кого из работавших в России зодчих не был так велик, как у Ринальди». Кроме того, из документов известно, что по Мраморному дворцу Егоров осуществлял лишь «практическое показание и смотрение».

По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»

Карта Санкт-Петербурга

Другие записи с тегом Антонио Ринальди

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх