Андрей Воронихин Конкурс на составление проекта Казанского собора 08.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Для того чтобы определить, кто же из петербургских зодчих окажется способным выполнить важный правительственный заказ, в 1799 году провели своеобразный «конкурс» на составление проекта Казанского собора. Документы позволяют установить факт участия в этом соревновании трех авторов — П. Гонзаго, Ч. Камерона и Тома де Томона. Трудно понять, почему именно этим мастерам было доверено тогда решение задачи, которой придавалось столь большое значение. Ведь Гонзаго был не столько архитектором, сколько живописцем-декоратором. Томон только что, в том же 1799 году, приехал в Россию и не успел еще показать себя таким замечательным градостроителем, каким стал впоследствии. Один Камерон обладал уже репутацией крупного зодчего. Во время проведения конкурса он был в немилости у царя и находился не у дел. Чем закончился «конкурс», нам доподлинно неизвестно. Но сохранившиеся в фондах Государственного Эрмитажа чертежи Томона и Камерона, а также изданный в 1805 году в Риме проект Гонзаго свидетельствуют о том, что ни одному из трех мастеров не удалось найти убедительного решения. Наибольшее впечатление на царя все же произвел проект Камерона, и в самом деле более удачный, чем два других. Очевидно, именно по этой причине в июне 1800 года Павел восстанавливает Камерона в должности придворного архитектора, а 24 октября направляет петербургскому губернатору циркуляр следующего содержания: «Господину Генералу от кавалерии фон дер Палену. Я поручил архитектору Камерону составить проект и план нового здания Казанской церкви в Петербурге. Сообщаю настоящим Вам об этом, чтобы Вы предоставили в его распоряжение необходимых ему людей и оказывали ему всяческую помощь». (Даты указаны по старому стилю) Но проходит месяц, и Павел круто меняет решение: «Для построения Казанской церкви по конфирмованному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Карадыгину и вице-президенту Академии действительному тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». Проект Воронихина был «конфирмован», то есть утвержден, неделей раньше этого указа, 14 ноября 1800 года. Так в деле «о построении Казанской церкви» впервые появилось имя А. Н. Воронихина. Его назначение на пост строителя Казанского собора многим показалось странным. Воронихина как архитектора почти никто не знал. Вигель, выражая мнение петербургского света, писал: «Непонятно, как, имея в своем распоряжении Кваренги и Камерона, можно было что-нибудь великое поручить Воронихину». Но президент Академии художеств граф А. С. Строганов, рекомендовавший Воронихина императору, был уверен в своем выборе. По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин» Другие записи с тегом А. Воронихин
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|