Большой объем работы требовал существенного напряжения сил. Щуко и Гельфрейх теперь стоят во главе коллектива, сложившегося из товарищей и учеников: с ними вместе работают И. Е. Рожин, Л. Б. Сегал, А. П. Великанов, Л. М. Поляков, В. О. Мунц и другие; трудится вместе со своим отцом Юрий Владимирович Щуко. Театральным художником и помощникам мастера стал и другой его сын — Борис. Непременное участие в театральных работах принимает М. А. Кроткий, художник, человек — золотые руки, исполняющий все макеты к спектаклям.
С 1923 года семья Щуко живет в доме № 13 по Каменноостровскому проспекту, и там же, в мансарде, находится огромная мастерская, где создаются проекты и театральные эскизы. Душа дома — Ольга Владимировна Щуко, заботливая хозяйка, опекающая молодежь. Сюда приходят режиссеры, музыканты, актеры. Но работа для театра постепенно свертывалась, не хватало времени и на преподавание — Щуко полностью погрузился в проектирование.
Конкурс следовал за конкурсом. До двух десятков человек собиралось в мастерскую работать в дни конкурсной горячки. Щуко занимался всем — от первоначальных эскизов до рабочих чертежей и шаблонов. К каждому проекту делались десятки вариантов,— неумолимый к себе и своим помощникам мастер был беспощаден в оценке работы, и десятки калек наслаивались одна на другую на стене мастерской.
Случалось, что новая, лучшая идея появлялась за два дня до окончания конкурсного срока — и новый эскиз, намеченный Щуко и Гельфрейхом на кальке, срочно переводился в громадные чертежи. Если подрамники были так велики, что работы нельзя было вынести, их спускали из окон на блоке. Если конкурс проводился в Москве, а работа заканчивалась так поздно, что невозможно было попасть на поезд, тогда нанимали дрезину, и проект подавался к сроку, всегда строго соблюдаемому в архитектурных конкурсах...
По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»
Другие записи с тегом В. Щуко
Санкт-Петербург