«Левые» художники восприняли революцию по-своему. Для них она была новой точкой отсчета ценностей в искусстве. Они полагали, что единственными факторами, с которыми теперь следовало считаться, были динамика революционных событий и отчетливо воспринимаемый техницизм грядущего мира. «Мы черпаем свои сюжеты не из исторических событий, не из этики, метафизики или мифологии, наши «сюжеты» — те научные данные, которые предоставлены нам Гауссом, Лобачевским, Риманом, Гельмгольцем, Освальдом, Махом»,— писал в то время искусствовед Н. Н. Пунин.
Пафос преобразований, желание «найти коммунистическое выражение материальных сооружений» сказались в архитектурной мысли. В стенах Академии художеств, преобразованной в Петроградские государственные художественные мастерские (ПЕГОСХУМ), художник В. Е. Татлин создает проект удивительного сооружения — памятник III Интернационалу; это четырехсотметровая, наклоненная параллельно земной оси конструкция, охваченная стальной спиралью, внутри которой вращаются в ритме движения Земли геометрические тела — залы. Памятник был воспринят многими как воплощение революционного духа в архитектуре.
«Начинается новая архитектура,— писал Илья Эренбург,— динамика современности выражена в изумительной спирали... Рядом с уже вошедшим в архитектурный быт железобетоном — дерзкое стекло».
Прогулки по Санкт-Петербургу
Концепция «революционеров» от искусства органически включала категорический отказ от «эксплуататорской» культуры прошлого. «Взорвать, разрушить, стереть с лица земли старые художественные формы — как не мечтать об этом новому художнику, пролетарскому художнику, новому человеку!» — писал Н. Н. Пунин.
По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»
Другие записи с тегом В. Щуко