Андрей Воронихин Монументальность Казанского собора 10.08.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
В наибольшей степени ощущение монументальности присуще, пожалуй, южному портику собора. Сильно выдвинутый вперед, образованный целым лесом колонн — их здесь двадцать, — он зрительно «нагружен» весом массивного аттика, продолжающего верхний ярус стен. Начните медленно обходить этот портик — и вы увидите, как его колонны словно пришли в движение, то выстраиваясь в стройные ряды, то смешиваясь в живописном беспорядке. Монументальная статичная постройка как бы оживает. И это — одно из проявлений поразительной способности архитектуры Казанского собора являться зрителю в самых, казалось бы, противоположных качествах. Вот, например, боковые стены главного корпуса. Они прорезаны огромными прямоугольными окнами, расположенными в два яруса. Хорошо согласованные пропорции проемов и четкий ритм пилястр придают композиции этих стен классическую соразмерность и строгость. Но взгляните на восточный фасад — и вас поразит бурное столкновение архитектурных форм. Дуга колоннады под острым углом подходит в этом месте к стене собора. Встречное движение словно выбрасывает на зрителя мощный выступ фасада. А. он уже более мягко «перетекает» в цилиндрический объем апсиды, ограничивающий алтарную часть храма. Поверхность стен здесь неспокойна. Переменчив ритм пилястр - они то мерно следуют округлости апсиды, то группируются по две, по три, отмечая углы. Глядя на собор с юго-востока вы вспоминаете динамические композиции барокко — столько движения в этих каменных массах. И действительно, как и в интерьерах Строгановского дворца, Воронихин не боится соединять в композиции Казанского собора противоречивые черты, навеянные ушедшим в прошлое барокко и впервые рожденные классицизмом. Это отнюдь не нарушает цельности замысла, но обогащает архитектуру новыми качествами, делает ее более живой, насыщает контрастами. Во всем многообразии своего облика Казанский собор воспринимается со стороны Казанской улицы. Отсюда одновременно мы можем видеть и главный корпус здания, и его многоколонные портики, и купол; а в проезде улицы, ведущей к Невскому проспекту, высятся мощные пилоны западного портика наружной колоннады. Глядя отсюда, особенно глубоко ощущаешь пластичность архитектуры этого здания, чувствуешь, как поистине скульптурно трактованы Воронихиным архитектурные формы. по материалам www.ilovepetersburg.ru По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин» Другие записи с тегом А. Воронихин Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|