Но Руска обратился к обычной палладианской ионической капители. На наш взгляд, такое искажение первоначальной композиции можно объяснить только одним: ствол колонны, как уже было сказано, стал короче, и это в определенной степени нарушало стройность интерьера. Более высокая капитель, при всей ее изысканности, зрительно сделала бы ствол колонн еще короче. Видимо, нарушение старовского приема было вынужденным и диктовалось обстоятельствами.
В державинском описании дворца есть такие строки: «Возвышенная на столпах сень покрывает вход и составляет его преддверие. Торжественные врата с надписью: «Екатерине Великой», сооруженные из двух огромных гранитных и четырех яшмовых столпов, с позлащенными подножиями и надглавиями, ведут из притвора в кругловатый чертог, подобный афинскому одеуму». Сопоставляя два плана дворца —1794 и 1804 годов, можно увидеть, что Л. Руска уничтожил «торжественные врата». Возможно, они пришли в такое состояние, что их нельзя было восстановить. Но может быть, их подчеркнутая помпезность была чужда зодчему и вкусам его времени.
Г. Р. Державин упоминает и о ротонде Зимнего сада: «...приходишь к возвышенному на ступенях сквозному алтарю, окру-женному еще осмью столпами, кои поддерживают свод его. Вокруг оного утверждены на подставках яшмовые чаши, а сверху висят лампады и цветочные цепи и венцы; посреди же столпов на порфировом подножии с златою надписью блистает изсеченный из чистого мрамора образ божества, щедротою которого воздвигнут сей храм». Эта восьмиколонная ротонда несла не только декоративные функции, но являлась и существенным конструктивным элементом, принимая на себя тяжесть огромного потолка. Руска уничтожил ротонду Зимнего сада. При этом он сумел перекрыть огромное пространство без дополнительной опоры. Такое новое и смелое решение бесспорно свидетельствовало о глубоких технических познаниях зодчего.
По книге Д. А. Кючарианц
«Иван Старов»
Другие записи с тегом Иван Старов