Новое течение получило название «неоклассицизм»; его программой было возрождение эмоционально-художественного строя классической архитектуры.
Неоклассицизм вскоре завоевал арену архитектурной жизни. Будучи антитезой модерну, недавно столь популярному, но многим претившему утомительной гротескностью декора, или, напротив, рационализмом, отождествляемым с буржуазной деловитостью, неоклассицизм привлекал современников простотой и ясностью композиций, ощущением покоя и гармонии, которое давали заново осмысленные классические формы.
Триумфом новых идей стал IV съезд русских зодчих в 1911 году, на котором преемственность была признана плодотворной основой архитектурного творчества. Щуко был участником съезда. Его работы, программно четкие и ясные, на приуроченной к съезду выставке заняли одно из ведущих мест.
Проекты Щуко, как ранее его итальянские работы, постоянно публиковались в ежегоднике Общества архитекторов-художников — крупнейшего профессионального объединения петербургских архитекторов. Известен был зодчий и в кругу художников. В 1911 — 1912 годах он был одним из организаторов Всероссийского съезда художников, проходившего, подобно IV съезду зодчих, под лозунгом «укрепления связи настоящего с нашей преисполненной красоты художественной древностью».
Если идеологами неоклассицизма были А. Н. Бенуа и И. А. Фомин, то одним из самых характерных его мастеров стал В. А. Щуко. Его первые крупные сооружения — два жилых дома на Каменноостровском проспекте в Петербурге и русские павильоны на международной выставке в Италии — вошли в число хрестоматийных образцов неоклассики.
По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»
Другие записи с тегом В. Щуко