Можно лишь предполагать, что Трезини развивал предшествующие планы Васильевского острова 1717—1721 годов а может быть, уточнял их. На этих планах центр города должен был разместиться в районе стрелки острова, а зданию Двенадцати коллегий надлежало стать организующим центром этого района. Здание было создано. Ныне это главное здание Петербургского университета. С берега вид его обманчив. На набережную оно выходит торцом — боковой гранью всего лишь в четыре окна, и кажется небольшим. На самом же деле почти на четыреста метров уходит его главный фасад от набережной Невы вглубь Васильевского острова.
На первый взгляд кажется странным, что столь важное по своему назначению здание обращено своим главным фасадом не к Большой Неве. Между тем такое расположение диктовалось общим замыслом застройки. Зодчий предполагал создать перед ним главную площадь города, со зданиями для правительственных учреждений, до тех пор находившихся на Троицкой площади.
Главную площадь можно видеть на одном из ранних планов Трезини «с отменами против высочайше утвержденного проекта после 1717 года». Перед зданием Двенадцати коллегий— Гостиный двор у берега Малой Невы, дома знатных вельмож на стрелке, дворец Прасковьи Федоровны и Кунсткамера, обращенные фасадами к берегу Большой Невы. На плане определены и местоположение и общие очертания будущих зданий.
Музеи, театры и выставки Санкт-Петербурга
Со стороны площади все здания в первом этаже должны были иметь галерею — элемент, художественно объединяющий их в единое целое и придающий площади окончательную завершенность. В Гостином дворе такая галерея нужна была практически (там хранились товары во время непогоды, шла торговля; в галерее Двенадцати коллегий также предполагались лавки. В здании Кунсткамеры галерея могла быть и чисто декоративной.
По книге И. Лисаевич «Первый архитектор Петербурга»
Другие записи с тегом Д. Трезини