Николай Львов с почтением разглядывал этот славный памятник русских побед, но в качестве художественной аналогии памятник не мог его вдохновить: другие времена, другие вкусы и, главное, другие задачи. Ведь Невские ворота наблюдают не вблизи, а чаще всего с противоположного берега — в них не должно быть ничего дробного. И потом, для. зодчих второй половины века основой основ становился классический архитектурный ордер. Из этого исходил и Львов.
Комментируя свой перевод книги А. Палладио «Об архитектуре», он писал: «Остатки древних зданий — единые верные светильники, ведущие художника к действительному великолепию и изящному вкусу». Для Невских ворот автор выбрал тосканский ордер — самый простой по очертаниям и самый «тяжелый» по пропорциям. Применяя его, Львов построил портик, завершенный треугольным фронтоном.
Но традиционному мотиву он дал оригинальную трактовку. Арочный проем торжественно обрамляют четыре колонны, сближенные попарно, причем каждая пара перехвачена у основания двумя мощными квадрами — гранеными блоками серого сердобольского гранита. Этот прием не только придал большую монументальность портику, не только подчеркнул его светотеневую игру, но и органично связал его с массивной гранитной облицовкой крепостной стены. Чтобы создать глубокую светотень и тем самым сделать портик более рельефным и отчетливо видным с противоположного берега, архитектор поставил колонны не вплотную к стене, а несколько отступя.
источник: www.ilovepetersburg.ru
С большим вкусом и точным расчетом на расстояние выбраны немногочисленные декоративные детали: круглые бомбы у основания фронтона и легкий, но четкий рельеф, вписанный в его треугольник, — якорь и лавровые ветви. Элементы украшения ненавязчиво, но внятно напоминали, что это ворота крепости, стоящей на страже города в дельте Невы, у ее выхода к морю.
По книге Н. Н. Никулиной
«Николай Львов»
Другие записи с тегом Н. Львов