Владимир Щуко Новая жизнь 06.07.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Наступил Октябрь 1917 года. Маститый архитектор, один из тех, кто задавал тон и направление архитектурной жизни, Щуко с первых дней революции примыкает к лагерю интеллигенции, отдавшей труд и талант созиданию нового общества, к лагерю Горького и Луначарского, Блока и Маяковского, Петрова-Водкина и Фомина. Он принимает участие в организации и оформлении массовых революционных празднеств. Это был новый тип зрелища, возродивший традицию Великой французской революции — традицию народных праздников, посвященных свободе. Массовые празднества имели целью пропаганду идей революции театральными и изобразительными средствами; в их проведении участвовали театральные деятели, поэты, художники (среди них Ю. Анненков, К. Петров-Водкин, Н. Альтман и другие) и, естественно, архитекторы, поскольку дело касалось материала, извечно находящегося в руках архитекторов,— улиц, площадей, зданий. На площадях разворачивались грандиозные постановки с участием воинских подразделений, военных кораблей, аэростатов, устраивались фейерверки и демонстрации, город расцвечивался панно, лозунгами, макетами на темы революции, гражданской войны, социалистического строительства. Таким был праздник «К мировой коммуне», проведенный 19 июля 1920 года в честь II конгресса Интернационала; в нем участвовало двадцать пять тысяч человек. Главной сценической площадкой служила лестница Фондовой биржи, фасад которой по проекту Щуко был украшен стягами и полотнищами с революционными лозунгами. Ждали В. И. Ленина. Когда он подъехал, М. Ф. Андреева (комиссар постановки) дала сигнал начинать. Режиссер Н. В. Петров вспоминает: «Из-за белой колонны портала вышла женская фигура в черном платье, она сошла на середину лестницы и, выждав паузу... медленно вынула белый платок и махнула им... Сразу же на очень близком расстоянии от наших зрителей грянул залп из четырех орудий. Зрители вздрогнули и быстро повернулись по направлению стоящих на Неве миноносцев. «Прожекторы! Свет номер один!» — продолжал командовать я. Прожекторы ослепили зрителей, повернувшихся к миноносцам, скользнули по ним и высветили те места на лестнице Биржи, где должны были начаться первые сцены пантомимы. Грянула музыка, и стремительный ход развертывавшихся событий приковал внимание к начавшемуся представлению». Одной из задач, поставленных революцией, была охрана художественного наследия России. Еще в марте 1917 года состоялось собрание деятелей культуры на квартире А. М. Горького. Тогда было написано воззвание к народу об охране художественного наследия, выпущенное затем от имени Совета рабочих и солдатских депутатов, и сформирована инициативная группа, призванная направлять художественную жизнь страны и осуществлять дело охраны. В нее, наряду с другими выдающимися деятелями, вошли архитекторы Фомин, Белогруд, Щуко, Щусев, Жолтовский. После Октябрьской революции охрану культурного достояния взяло на себя Советское правительство. По инициативе Ленина в ноябре 1917 года при Наркомпросе был создан Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины и издан соответствующий декрет: крупнейшие памятники искусства, музеи, значительные частные коллекции были национализированы, поставлены на учет и взяты под охрану. По книге Т. Славиной «Владимир Щуко» Другие записи с тегом В. Щуко Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|