Много сил пришлось приложить зодчему и для окончания двух больших зданий на Стрелке Васильевского острова, предназначенных для Академии наук, — Кунсткамеры и бывшего дворца Прасковьи Федоровны. Заполучить Земцова для руководства достройкой зданий было непросто. Академии наук пришлось этого добиваться в течение двух лет. Только в 1729 году ее настойчивые требования удовлетворили. С его именем связано оформление двух главных залов Кунсткамеры. Это он спроектировал для них галереи, позволявшие более рационально использовать помещения как книгохранилища и для расстановки собранной Петром коллекции «монстр и раритетов». Одновременно была окончена и верхняя часть башни с венчавшей ее сферой. Кроме того, вероятно по рисункам Земцова, в 1735 году были выполнены мастером Кохом из липового дерева скульптуры, установленные в нишах центральной части северного (обращенного на площадь) и южного (выходившего на берег Невы) фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки — медицину, географию, юстицию и т. д.
Только в 1734 году здание первого в России музея было окончено. В своем первоначальном виде оно изображено в известном издании «Палаты Академии наук». Но пожар 1747 года уничтожил всю земцовскую отделку, и она не была восстановлена.
Одновременно Земцов достраивал и огромное здание придворных конюшен. Около трех лет (1732 — 1735) он контролировал работы в Александро-Невском монастыре.
По книге М. В. Иогансен
«МИХАИЛ ЗЕМЦОВ»