Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Антонио Ринальди

Орнаментальные композиции Мраморного зала

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Основой орнаментальных композиций Мраморного зала был реалистически трактованный растительный орнамент. Под барельефом Козловского мы видим перекрещивающиеся ветки, напоминающие композиции зодчего с цветами и бутонами, получившие название «цветка Ринальди». «Цветок Ринальди» первоначально располагался под каждым овальным, а затем круглым барельефом по периметру всего зала. Здесь был уже намечен тот путь, которым будет следовать ранний классицизм в области орнамента. Это можно увидеть в орнаментально-декоративных композициях Деламота и Кокоринова, Баженова и Фельтена.

Художественный образ Мраморного зала создавался не только изысканными пропорциями архитектурных членений и умело использованной декоративной скульптурой и живописью, но и многообразной палитрой естественного камня. Цветные мраморы зала — синие, желтые, розовые, светло-оливковые, не менее двенадцати сортов — выигрывали еще больше от соседства с гладкими голубыми плоскостями портьер, обшитых золотой бахромой. В художественном облике Мраморного зала огромную роль играл составленный из изогнутых линий растительного и геометрического орнамента многоцветный рисунок паркета. Он не сохранился. Судя по обмерным чертежам 30-х годов XIX века и фотографиям начала нашего века (Брюллов не менял паркета), Ринальди умело использовал направление волокон древесины для выявления структуры и цвета различных пород дерева в зависимости от направления световых лучей. В Мраморном зале, освещенном с трех сторон, этот прием должен был давать богатую игру светотени.

Фото Санкт-Петербурга

Хотя и сильно подновленные, в зале сохранились до нашего времени набранные по рисункам Ринальди полотнища дверей с золочеными и бронзовыми украшениями. Строго и в меру вводил их Ринальди. Бронза оживляла интерьеры, не разрушая их строгости. Не случайно также бронза была выбрана для люстр и шандалов. Мерцание бронзовых капителей, баз и рам, окаймлявших барельефы и зеркала, возникавшее при искусственном освещении, создавало впечатляющую картину. Так выглядел Мраморный зал в год окончания строительства.

Работу Брюллова по реконструкции Мраморного зала, с нашей точки зрения, нужно оценить как неудачную. И не только потому, что он применил в перестроенной части искусственный мрамор, плохо согласовав его по цвету с естественным камнем, и ввел чуждые ринальдиевской отделке орнаментальные мотивы. Основная ошибка Брюллова состояла, очевидно, в нарушении первоначальной композиционной схемы Мраморного зала как зала одноярусного, как интерьера раннего классицизма. А ведь именно в интерьере Мраморного зала, в обработке его стен мрамором, в более сдержанных формах построения всего декоративного убранства, в отходе от орнаментальных мотивов барокко, в реалистической трактовке растительных форм орнамента и, наконец, в применении ордера были особенно заметны черты нарождающегося классицизма.

По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»

Петергоф

Другие записи с тегом Антонио Ринальди

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх