Особую значительность придают особняку некоторые особенности его композиции, роднящие постройку с дворцами. Это принцип «иерархии» отдельных частей, где доминирует барский дом и нивелируются служебные постройки. Этой цели служит и широко использованная в отделке фасадов особняка пластика. Она тесно связана е архитектурой постройки. Круглая скульптура оформляет портики обоих фасадов главного корпуса. Над оградой сада располагались бюсты. Но уже многое отличает особняк от таких типично усадебных построек Петербурга, как Воронцовский дворец Ф.-Б. Растрелли и Таврический дворец И. Е. Старова. Прежде всего это более скромные его размеры, замкнутость композиции, изолированность от города.
Об отделке помещений особняка мы можем судить лишь по чертежу. Это фрагмент отделки библиотеки, один из ранних примеров работы зодчего в области интерьера. Вдоль стены почти на 2/3 высоты тянутся стеллажи с книгами, состоящие из девяти одинаковых секций. В центре стены устроен камин с зеркалом. Во всем подчеркивается симметрия и уравновешенность. Особняк по своим художественным достоинствам не уступает произведениям прославленных архитекторов конца XVIII века: Д. Кваренги, В. Бренна и других. Но Руска идет дальше своих учителей, рассматривая свою постройку не изолированно, а как элемент в системе города, обнаруживая талант градостроителя, четко представляющего задачи формирования столицы, закономерности ее регулярной планировки.
Санкт-Петербург
В 1822 году здание было перестроено архитектором А. А. Михайловым, который заново выполнил отделку интерьеров. Внутреннее оформление, выполненное Руска, было полностью утрачено.
По книге Л. Б. Александровой «Луиджи Руска»
ilovepetersburg.ru
Другие записи с тегом Л. Руска