Иван Старов Парковые затеи в Сиворицах 10.02.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
В Сиворицах было множество парковых затей. Отдал здесь Старов дань и «готике», соорудив в этом духе беседку. Она была двухъярусной, восьмиугольной в плане. С четырех сторон беседки по первому ярусу выступали портики — две дорические колонны, поддерживающие стрельчатый фронтон. В завершении фронтона и у его основания возвышались небольшие граненые пирамиды. Второй ярус, декорированный стрельчатыми арками, перекрывала высокая шатровая кровля. В этой старовской «готике» соединились древнерусский шатер и неотъемлемые от европейской классической архитектуры ордерные портики. Типичным для классицизма является ветхий, но еще сохранившийся павильон-ротонда с куполом. Фасад его, обращенный к главному усадебному дому, акцентирован двумя колоннами, фланкирующими лестницу. Противоположная сторона — глухая стена, торцы которой завершены пилястрами. В композиции беседки Старов использовал прием античного храма. Графический материал по усадьбе П. Г. Демидова дает возможность составить определенное суждение об этом обширном комплексе. Можно считать, что владения Демидова «обстраивались» в два периода. Первый, охватывающий 1775—1777 годы, связан с именем Старова. Кто причастен ко второму — после 1792 года, когда территорию усадьбы расширили за счет земель, приобретенных у П. А. Ганнибала,— можно лишь предполагать. Чертежи Сиворицких альбомов, кроме бесспорного старовского приусадебного дома, павильона-ротонды, готической беседки, содержат еще множество изображений различных беседок с такими названиями: «итальянская», «дикая», «китайская» — на мосту, в конце сада и на плотине. Запечатлен здесь и палладианский мостик и «толос» (вторящее античным постройкам круглое здание, перекрытое куполом), симметричные и асимметричные смотровые башенки-павильоны, вышки и просто лесенки, ведущие на на возвышенные деревянные смотровые площадки. Некоторые из этих листов, возможно, относятся уже к 1790-м годам. Об этом говорит их архитектурный облик, чуждый Старову. Листы альбомов достаточно четко воссоздают облик двух из четырех сельских шале — Пентоса и Екатериненбуша. Пентос был не просто павильоном, а сложным комплексом. К главному корпусу с асимметрично расположенной многоярусной башней примыкала пятиугольная колоннада — ограда, углы которой закреплены павильонами. Здесь использованы и зрелые классические формы (колонны ионического ордера), и декоративные детали, близкие по рисунку к раннему классицизму, и уже известная интерпретация древнерусских и готических форм. Композиция Пентоса в целом живописна и классицистически строга, хорошо согласована с рельефом местности, но все же ей не хватает истинной одухотворенности. На многих чертежах мы видим одноэтажные, вытянутой формы дома. Один из них, с изящно нарисованным пилястровым портиком ионического ордера, украшенный сверху монограммой PD в овале, декорированном скрещиваюшимися ветвями, кажется старовским, несмотря на дату — 1792. Чертежи Сиворицких альбомов, относящиеся к 1790-м годам производят двойственное впечатление. Мы видим здесь сложные и интересные по замыслу небольшие ансамбли и не очень выразительные листы, иногда исполненные не на должном профессиональном уровне. Мы уже знаем, что Старов с 1786 по 179S год был славным архитектором Конторы строения домов и садов. Его сын Павел с 1794 года трудился у отца как архитекторский помощник. Как нам кажется во второй период строительства Сиворицкого ансамбля, когда требовалось освоить его огромные просторы, непосредственными проектировщиками малых форм были кто - либо из «команды» Старова и его сын Павел. По книге Д. А. Кючарианц «Иван Старов» Другие записи с тегом Иван Старов Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|