Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках Переходные мастера. Н. А. Львов 22.08.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
На грани двух эпох бывают люди, которых нельзя определенно причислить ни к поколению отживающему, ни к идущему ему на смену. Случается, что мастер, работавший полжизни в одном направлении, неожиданно меняется и начинает работать в новом духе. В этом случае его творчество делится на два ясно очерченных периода. Случается и так, что мастер, поддаваясь до известной степени новейшим течениям, все же явно тяготеет к формам предшествующей эпохи и все его искусство носит ее безусловную печать. Наконец, встречаются и такие художники, творчество которых как бы предугадывает идеалы грядущих дней: принадлежа по возрасту, воспитанию и связям к кругу «стариков», они задолго до того, как определились новые настроения, работают уже в духе этих последних. Мы видели выше, каким странным анахронизмом кажутся иные из произведений Старова, особенно его колокольня в Никольском. Если бы не сохранился ее подписной проект, можно было бы подумать, что она сооружена полвека спустя каким-нибудь Стасовым. Таким же предвозвестником александровского классицизма явился Камерон в своем Храме дружбы, Вольере и церкви в Софии. Во времена Старова и Камерона работал еще один зодчий, если и не обладавший сверкающим дарованием этих мастеров, то во всяком случае имеющий больше, чем они, прав на звание «предтечи александровского классицизма». Это Николай Александрович Львов (род. в 1751 году, ум. в Москве 21 декабря 1803 года) ( Обстоятельные биографические сведения о нем напечатаны Ф. П. Львовым в «Сыне Отечества» (1822, т. 77); в «Москвитянине» (1855, №6); в Словаре русских светских писателей митрополита Евгения и в Сочинениях Державина (2-е академ. изд. 1868 года с примеч. Я. Грота, т. I, с. 365— 368; т. 2, с. 289—292; т. 6, с. 160). Получив скудное домашнее образование, пополненное уроками в школе Измайловского полка, куда он поступил на службу, Львов упорным трудом приобрел понемногу такие познания, какими обладали немногие из его современников. Он сделался одним из образованнейших людей эпохи и одним из лучших знатоков и ценителей искусства. И только потому, что он работал без всякого руководства и системы, этот подлинный самородок и автодидакт не дал России того, что был бы в силах дать при других условиях воспитания. Он слишком лихорадочно гнался за всякими знаниями, слишком был жаден до них и поэтому вечно разбрасывался. Он был и поэтом, и переводчиком Анакреона, и ученым-исследователем, и живописцем, и гравером, архитектором, инженером, и, наконец, музыкантом. Понятно, что он не мог хорошо знать все. В истории русской литературы его роль очень велика, главным образом благодаря тому огромному влиянию, которое он оказал на Державина, Хемницера, Капниста и Хвостова. Будучи душою этого кружка, он пользовался в нем общепризнанным авторитетом и часто переделывал стихи своих друзей. Но наиболее страстно он увлекался архитектурой, в которой имел недюжинные сведения. Между прочим, он издал перевод книги Палладио под заглавием «Четыре книги Палладиевой архитектуры» (Спб., 1798). Вышла, однако, только первая часть всего издания. И. Грабарь Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|