Андрей Воронихин Первое настоящее дело Воронихина в Петербурге: капитальная перестройка внутренних помещений дворца Строгановых 02.04.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Первые годы после возвращения А. Н. Воронихина в Петербург не отмечены в биографии архитектора сколько-нибудь замечательными событиями. Именно к этому периоду его жизни относятся те три письма, адресованные Павлу Строганову, о которых говорилось выше. Однообразные, возможно и утомительные, хозяйственные заботы, мало связанные с интересами художника, — вот чем были заполнены похожие друг на друга дни. Лишь изредка Воронихину удавалось сделать какой-нибудь пустяк, имевший отношение к избранной им профессии, — подобрать драпировки для отделки комнат, изменить планировку того или иного помещения или возвести несложную хозяйственную постройку. Можно удивляться долготерпению и аккуратности Воронихина: все дела, как бы незначительны и неинтересны они ни были, выполнялись им неукоснительно и в срок. И хотя до нас не дошли графические работы Воронихина, относящиеся к этим годам, можно себе представить, как настойчиво, шаг за шагом, продолжал двигаться будущий мастер к той цели, которую определил для себя главной на всю жизнь. Иначе было нельзя — только упорный, настойчивый труд мог восполнить отсутствие специальной школы, только подлинная любовь к избранному делу могла в таких условиях помочь постигнуть тайны сложного искусства зодчего. И упорство начинающего архитектора было вознаграждено. В 1793 году ему представилась возможность проявить себя в настоящем деле. Дело это заключалось в капитальной перестройке внутренних помещений петербургского дворца Строгановых. Уже сам факт предоставления Воронихину подобной работы говорит о многом. Дворец, который и по сей день стоит на углу Невского проспекта и Мойки, был главной резиденцией Строганова — одного из блестящих вельмож конца XVIII и начала XIX столетия. В этом дворце задавались грандиозные балы, роскошью и размахом поражавшие даже видавших виды царедворцев. Здесь Строганов работал: вершил дела руководимой им Академии художеств, встречался с художниками и скульпторами, писателями и философами — ведь он был не только хлебосольным, но и просвещенным хозяином. Здесь же находились картины его знаменитой галереи— одного из лучших собраний тогдашней России, здесь же Строганов — владелец необозримых земель, славившихся соляными и рудными промыслами, — хранил уникальную коллекцию минералов. Петербургский дворец Строгановых был построен в середине XVIII века архитектором В. В. Растрелли. Здание это, как и большинство построек, возведенных Растрелли, стало превосходным образцом так называемого русского барокко — стиля, отличительными чертами которого являются бурное движение архитектурных форм, усложненный ритм членений, цветовые контрасты, сочная пластика стен. Внутренние помещения (интерьеры) дворца были решены в том же духе, что и его фасады. Но уже в 60—70-х годах XVIII века архитектурные вкусы начинают исподволь меняться. Формы и ритмы упрощаются, динамика композиции сменяется равновесием архитектурных масс: на смену барокко приходит классицизм, наиболее совершенные примеры которого в 80-х годах москвичи увидели в произведениях М. Ф. Казакова, а петербуржцы— в работах И. Е. Старова, Д. Кваренги и Ч. Камерона. Вероятно, не только женитьбой сына, но и стремлением следовать вкусам времени объяснялось решение Строганова-отца перестроить внутренние помещения своего дома, приведя их отделку в соответствие с новыми эстетическими нормами. Строганов, конечно, не поручил бы перестройки своего родового дворца архитектору, в котором не был бы уверен. По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин» Другие записи с тегом А. Воронихин Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|