В 1908 году, когда Фомин был еще учеником Высшего художественного училища, его руководитель профессор Л. Н. Бенуа выступил в Собрании Академии художеств с предложением о частичном изменении уличной сети центра Петербурга.
В частности, Бенуа предложил проложить новые улицы, чтобы разгрузить от транспорта Невский и Каменноостровский проспекты. Позднее, в 1910 году, Л. Н. Бенуа в сотрудничестве с архитектором М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым разработал более подробный проект. Он предусматривал не только создание магистрали — дублера Невского проспекта, но и реконструкцию других участков города, например восстановление исторической планировки в районе Михайловского замка, прокладку новых скоростных транспортных магистралей путем перекрытия Екатерининского и Крюкова каналов, ряд мероприятий по совершенствованию городского хозяйства.
План Бенуа и его сотрудников остался проектом. Городская дума не решилась поддержать этот план: он показался думским деятелям слишком радикальным, да и к тому же не обещал владельцам городских участков очевидных выгод. Передовым архитекторам было горько сознавать, что их предложения, в сущности, не имеют перспектив на реализацию.
Карта Санкт-Петербурга
В 1911 году на одном из заседаний Общества архитекторов, где обсуждались градостроительные вопросы, И. А. Фомин с горечью отмечал: У нас нет лиц, которые интересовались бы этим... Конечно, приятно работать тогда, когда чувствуешь, что в конце концов кто-нибудь за это возьмется и проведет эти идеи. Если только для того, чтобы получать аплодисменты, то это неинтересно.
Оставалось рассчитывать лишь на помощь влиятельных акционерных обществ, для которых осуществление тех или иных проектных предложений могло обернуться реальными экономическими выгодами, или на содействие богатых меценатов. Но состоятельных людей, как правило, мало заботили градостроительные преобразования.
По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»
Другие записи с тегом И. Фомин
Санкт-Петербург, 2014