Контраст вертикалей сцены и параллельных ярусов, массивных стен и ажурных барьеров. Это заставляет «звучать» всю композицию, придает остроту, напряженность. Ажурные решетки на зеленовато-голубом фоне во всех ярусах кроме пятого, должны были объединять композицию. Тонким приемом изменения рисунка накладных орнаментов из театральных атрибутов создано ощущение легкости верхних ярусов и монументальности нижних. В пятом ярусе вместо решеток — изящная балюстрада, также расчлененная на секции. Она завершает композицию, придает ей законченность и создает переход к иллюзорно расписанному плафону. Стены и потолки всех ярусов были сплошь покрыты росписью в виде театральных атрибутов и орнаментированных занавесей. Как и на фасадах, все богатство отделки создано ритмичным повторением в различных сочетаниях немногих деталей.
Мощный и глубокий портал охватывает всю ширину сцены. Его образуют боковые ложи и перекинутая над ними пологая арка. Членения портала перекликаются с ярусами. С каждой стороны портала на цоколе возвышаются четыре колонны, рисунок которых напоминает чешую. Между колоннами, в боковых простенках лож, прорезаны стрельчатые арочные окна с ажурными решетками. Конструкции портала и всех ярусов проектировались из чугуна. Поверхности портала и барьеров бенуара центральной ложи предполагалось расписать под мрамор, а все декоративные детали выбить из меди, позолотить (портал, центральная ложа) и покрыть лаком (ярусы).
Вдохновленный патриотическими идеями, Росси с непревзойденным мастерством переплетает героическую тематику с театральной. В классическую арматуру он вкомпоновывает древнерусское оружие. Учитывая свойства материала, придает колоннам необычно вытянутые пропорции и своеобразный рисунок капителям, однако это не нарушает единства композиции и классически четкого построения. Подобного решения ранее ни в одном театре не было.
По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»
по материалам www.ilovepetersburg.ru