Архитектор колоссального размаха» умелый организатор и талантливый инженер — таким рисуется нам образ А. Н. Воронихина» строителя Казанского собора.
Порою кажется удивительным» что этот мастер монументальной» героической темы предстает перед нами и в совершенно ином качестве — как создатель небольших «камерных» произведений, замечательных по изяществу и вкусу. Эта сторона дарования Воронихина раскрылась в полной мере еще в те времена, когда он был «домашним архитектором Строгановых. И позже, несмотря на огромную занятость делами, связанными со строительством Казанского собора Воронихин снова и снова возвращается к лирической теме своего творчества.
В 1806 году Воронихин получает заказ на проектирование нескольких фонтанов, которые предполагалось создать вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Эти нехитрые сооружения — обычно беседки или павильоны — должны были давать путникам прохладу летом и укрытие от непогоды зимой. Увлекшись работой, Воронихин создает разнообразные варианты архитектурного оформления фонтанов. Но из всех задуманных им композиций в натуре была осуществлена лишь одна — на склоне «Пулковой горы». Фонтан решен в виде небольшого грота, словно уходящего в глубь земную. Две приземистые колонны поддерживают резко очерченный фронтон. Под навесом — простые каменные скамьи. У входа — изваяния львов, как бы охраняющих покой усталого путешественника. Маленькая постройка кажется монументальной. Это суровая монументальность греческой дорики, не нуждавшейся в громадных размерах, чтобы поражать гармонией и силой.
Экскурсии по Санкт-Петербургу
Четыре других фонтана на той же дороге, проектировавшиеся Воронихиным, были позднее созданы по проектам Тома де Томона. Один из них уже в наше время, в 1946 году, был перенесен в полукруглый сквер перед западным фасадом Казанского собора и удачно вошел в воронихинский ансамбль.
По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»
ilovepetersburg.ru
Другие записи с тегом А. Воронихин