В 1762 году архитектор С. И. Чевакинский предложил создать новую городскую площадь — Исаакиевскую — и разработал проект собора, который предполагал соорудить в ее центре. К постройке собора приступили только через шесть лет, в 1768 году, но уже по проекту, исполненному Ринальди.
Строительство затянулось на долгие годы. Это решило судьбу здания. В 1802 году со значительными изменениями первоначального проекта его достраивает Бренна. Он увенчал собор наскоро сведенным неудачным кирпичным куполом и завершил колокольню на уровне второго этажа. Эту изуродованную постройку — «низ мраморный, а верх кирпичный» (как говорилось в эпиграмме, ходившей по городу) — мы видим и на гравюре Патерсеиа, и на гравюре начала XIX века «Возвращение Петербургских ополченцев из похода 1812—1814 года». С одним куполом и низкой колокольней храм, потерявшийся на большой площади, явно дисгармонировал с совершенными по пропорциям зданиями центральной части города.
Конкурс на разработку проекта нового собора состоялся в первом десятилетии XIX века. Все выдающиеся зодчие того времени приняли участие в этом конкурсе. Небезынтересен проект Воронихина, который по предложенным условиям использует план Ринальди, заменив боковые купола скульптурными группами. Война 1812— 1814 годов приостановила проектные работы. К 1818 году была начата постройка ныне существующего собора по проекту Монферрана. В алтарях нынешнего Исаакия сохранились фрагменты мраморной облицовки, выполненной по проекту Ринальди. Их сопоставление с облицовкой, осуществленной по проекту Монферрана, показывает, насколько цветовая гамма мастера раннего классицизма была тоньше и изысканнее.
По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»
lifestyle Санкт-Петербург
Другие записи с тегом Антонио Ринальди