Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Фомин

Проект курзала

17.03.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Фомин разработал композицию курзала с размахом и блеском, продемонстрировав превосходное понимание законов классицизма.

Центральное ядро сооружения — компактный объем, включающий театральный и танцевальный залы. По сторонам поставлены два симметричных павильона, связанные с главным корпусом колоссальными изогнутыми в плане колоннадами на аркадах. Ритму и пропорциям колоннад подчинена вся структура комплекса, колонна здесь — основной композиционный элемент, определяющий масштаб и пластическую выразительность фасадов.

Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru

Главное, что отметили современники в проекте курзала, — это ощущение героической силы архитектуры, единство, цельность композиции, ясность планировочного приема. Эти качества, воспринятые от классицизма, нашли в проекте Фомина талантливое воплощение.

По художественной выразительности созданный Фоминым образ, конечно, превзошел задание, полученное выпускниками Академии, — разработать проект сооружения для южного курорта. Но понять мотивы, которыми руководствовался Фомин, можно: ему хотелось создать такое произведение, которое оказалось бы способным сыграть роль манифеста, пропагандирующего неоклассическое направление в русской архитектуре. Именно так и восприняла архитектурная общественность столицы новую работу Фомина. Она привлекла к себе внимание, какого еще не удостаивались студенческие проекты.

Поставив перед собой цель создать образ большой впечатляющей силы, Фомин сознательно пренебрег рационалистическими соображениями. И в этом отношении он тоже сближался с мастерами классицизма, которые, решая важные идейно-художественные задачи, поступали так же.

Колоссальные колоннады курзала — это грандиозная декорация, позволяющая придать композиции монументальность и размах, усилить градостроительную роль сооружения, являющегося по замыслу автора центром обширного парка. Преувеличение масштабов, подчеркнутый динамизм, сложный ритм членений — все это способствует созданию впечатления внутренней напряженности архитектурных форм, в которых нет и следа рассудочной холодности позднего академического классицизма.

Особенно напряжена и динамична композиция главного входа в курзал. Проектируя эту ответственную часть сооружения, Фомин вдохновлялся памятниками столь любимого им московского классицизма. Это были дом Гагариных на Новинском бульваре и дом Разумовского в его усадьбе на Гороховом поле. Вход в курзал имеет лоджию, оформленную полукруглой в плане ионической колоннадой.

Лоджия завершается полукуполом, поверхность которого кессонирована — украшена углублениями с лепными розетками в них. По сторонам лоджии размещены выдвинутые вперед коринфские колонны большой высоты, поддерживающие антаблемент со скульптурами. Заимствовав у классических прототипов только принципиальную схему, Фомин изменил пропорции и детали этой композиции, придав ей своеобразие.

По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»

Другие записи с тегом И. Фомин

Санкт-Петербург, 2014

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх