Очень интересной обещала быть работа по проектированию нового Николаевского вокзала в Петербурге. Старый вокзал, построенный в середине XIX века архитектором К. А. Тоном, предполагалось снести, а на его месте воздвигнуть более крупное и современное сооружение. В 1912 году на разработку проекта вокзала был объявлен конкурс, к участию в котором организаторы этого творческого соревнования привлекли наиболее видных русских зодчих, в том числе и Фомина.
По мысли зодчего, огромные корпуса нового вокзала должны были с трех сторон охватить железнодорожные пути с перронами, создав фронт сплошной застройки не только на Знаменской площади (ныне площадь Восстания), но и на примыкающих к ней участках улиц.
Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru
Фомин явно преувеличил масштаб здания, надеясь, видимо, подчеркнуть таким образом градостроительное значение вокзала как центрального сооружения площади. Монументальные башни почти крепостного характера акцентировали углы здания. Главный фасад Фомин решил в виде колоссальной аркады из трех остекленных арок, соответствовавших трем большим залам ожидания, перекрытым сводами. Арки завершались треугольными фронтонами и отделялись друг от друга высокими коринфскими колоннами.
Большие плоскости остекления были в проекте вокзала новым, современным мотивом. Но ему аккомпанировали традиционные формы: у основания каждой арки зодчий поместил низкие дорические портики, в композиции которых была снова использована тема Горного института. Этот прием нельзя признать удачным: сочетание портиков с огромными колоннами, разделяющими арки, и с еще более высокими стеклянными экранами аркады сбивали масштаб сооружения, делали портики игрушечными, бутафорскими.
Ни один из представленных на конкурс проектов не был принят к осуществлению. Но конкурс дал участвовавшим в нем мастерам возможность попробовать свои силы в решении весьма сложной архитектурной задачи.
По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»
Другие записи с тегом И. Фомин
www.ilovepetersburg.ru