Только у великих зодчих проектные листы звучат с той же убедительностью, как и возведенные ими здания. К числу таких зодчих принадлежит и Старов, чертежи которого уже сами по себе оказывают сильное эстетическое воздействие.
К сожалению, подлинных чертежей Старова сохранилось мало. Поэтому листы проекта дома на Никольской интересны и для характеристики архитектурной графики Старова, для его художнической манеры. Чертежи главного фасада дворца превосходно нарисованы, архитектурные детали проработаны тщательно, но без излишней скрупулезности. Отмывка легкая тени прозрачны, и весь чертеж исполнен как бы на одном дыхании.
В конкурсе на шереметевский дворец кроме Старова приняли участие Дж. Кваренги, московский архитектор Е. Назаров и шведский архитектор Луи-Жан Депре. Соперничество талантов еще более подчеркивает значительность творческого достижения Старова.
Что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге
Проект Никольского дома свидетельствует о зрелости мастера, сумевшего решить сложную градостроительную задачу — вписать свое сооружение в существующую исторически сложившуюся застройку. При этом зодчий классицизма остается верен принципу создания симметричной композиции, В решении плана, кроме излюбленных Старовым приемов планировки и группировки помещений, следует отметить введение в композиционный строй самостоятельных объемов — театра и церкви. Интересна трактовка стороны театра в форме абсиды, обращенной к внутреннему треугольному двору и круглой церкви. В творчестве Старова концентрическая композиция церкви и театра с выявленным фасадом единична.
В связи с Никольским домом надо напомнить, что исследователи творчества Старова считают его участие в создании проекта знаменитого Останкинского дворца бесспорным.
По книге Д. А. Кючарианц
«Иван Старов»
Другие записи с тегом Иван Старов