Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Проекты соборной церкви Александро-Невской лавры

15.08.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Место постройки соборной церкви монастыря определил еще проект Доменико Трезини. Однако строительство по этому проекту даже не начинали. И причина состояла в том, что главный вход архитектор запроектировал с востока, что противоречило основному каноническому требованию русского храмового зодчества.

К возведению соборной церкви приступили в 1720 году по проекту архитектора Теодора Швертфегера. Мы видим это сложное, задуманное в духе немецко-австрийского барокко, сооружение на гравюрах П. Пикара (1723) и Н. Кирсанова (1777). Своей вычурностью, дробностью и измельченностью архитектурных форм зодчий не только не «собрал» композицию в единый узел, но как бы «разрыхлил» ее. Расположение собора у него остается прежним, как у Трезини, но главный вход устраивается с запада. Незаконченный собор дал трещины, и 29 марта 1753 года, ввиду опасности обвала, последовал указ о его разборе «до подошвы». Обследования, проведенные после разборки церкви, показали, что неблагоприятная для массивной постройки почва была слабо укреплена. Канцелярией от строений предписывалось Конторе строения монастыря составить проект укрепления почвы под фундамент, если соборную церковь решат оставить на прежнем месте.

В 1763 году проекты новой соборной церкви заказываются архитекторам Валлен-Деламоту, А. Кокоринову, Ю. Фельтену,

Экскурсии по Санкт-Петербургу

А. Висту, П. Кнобелю и С. Волкову. Ни один из них не получил одобрения, и в 1774 году выполнение проекта Троицкого собора поручили в то время еще молодому Ивану Егоровичу Старову. Перед архитектором возникло множество задач, которые он сумел решить с блеском истинного таланта.

Прежде всего необходимо было вписаться в сложный ансамбль лавры, складывавшийся на протяжении почти шести десятков лет. Много трудностей предстояло преодолеть в решении объемно-пространственной композиции и стилистической совместимости.

В отличие от прежнего расположения собора, выдававшегося основным объемом внутрь монастырского каре, Старов поставил строение восточнее, выдвинув его основную часть к Неве, за уступчатую линию монастырских корпусов. Он разобрал примыкавшие вплотную к собору стороны корпусов, присоединив их к нему закругленными галереями с проездами. Новая постановка здания придала новое звучание невской панораме монастыря, а закругленные галереи придали пластическую мягкость переходу от собора к корпусам. Пространство перед входом в собор (с запада) стало значительнее.

Собор своим восточным фасадом с отходящими от него ступенчатыми корпусами, к которым примыкают Благовещенская и Федоровская церкви, завершающими силуэт общей линии сооружения, обращен к Неве. Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление, В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх