Над восточным проездом расположен рельеф «Источение Моисеем воды из камня», исполненный скульпторов И. П. Мартосом. «Медный змии» —тема другого рельефа находящегося на аттике западного портика колоннады; композицию создал И. П. Прокофьев. Не приходится сомневаться в том, что авторов меньше всего увлекла религиозная сторона сюжетов. Оба рельефа связаны несравненно более широкой гражданской темой — темой героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу. Патетическая героика фризов и торжественно-героический строй архитектуры самого здания прекрасно дополняют друг друга. В них отзвук незабываемых дней, предшествовавших великому народному подвигу в Отечественной войне 1812 года.
Далеко не все из задуманного Воронихиным скульптурного ансамбля собора было осуществлено. Так, у подножия боковых портиков колоннады должны были находиться колоссальные статуи архангелов. Об этом напоминают сохранившиеся до сих пор массивные гранитные пьедесталы, украшенные полосой крупного геометрического орнамента. Ко дню освящения собора фигуры архангелов, исполненные в гипсе по моделям И. П. Мартоса и В. И. Демут-Малиновского, были поставлены на свои места. Но перевести скульптуры в бронзу так и не удалось — казна не дала на это средств, А гипсовые изваяния долго простоять не смогли, и через несколько лет после окончания постройки собора они были сняты с пьедесталов «за ветхостью».
Экскурсии по Санкт-Петербургу
На чертежах Воронихина и в верхнем ярусе здания, у основания барабана купола, изображены фигуры евангелистов. Эти скульптуры должны были выполнять роль, необычайно важную для формирования гармоничного силуэта собора. подчеркивая пирамидальность его композиции.
По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»
Другие записи с тегом А. Воронихин